Знак обращения на рынке
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
Вопрос №30. Правовое регулирование ценообразования. Понятие и виды цен.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф – цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридическое литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом: уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса; мер государственного регулирования ценообразования. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.
Можно выделить следующие виды цен:
В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических или директивных мер.
Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Ведется контроль, не допускающий монополистическую деятельность предприятий. Свободные рыночные цены также контролируются в целях налогообложения.
В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям, а по розничным – конечному потребителю. Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-бытовой или торговой надбавки.
Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте нет условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).
По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок.
В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в международных правилах толкования торговых терминов «Инкотермс», подготовленных международной торговой палатой.
В настоящий момент в нашей стране нет единого федерального закона, регулирующего основы ценовой политики. Положения о ценах заключены в ряде актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. В статье 242 гк РФ говорится, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ в статье 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения. Нормы исследуемого института содержатся в статье 14.6 КоАП «нарушение порядка ценообразования».
Вопросам ценообразования посвящен ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». ФЗ «О лекарственных средствах» также содержит отправные нормы, на основе которых подзаконными актами осуществляется регулирование цен на лекарственные средства.
Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Закон о защите конкуренции определяет понятия монопольно высоких и монопольно низких цен – их применение трактуется как монополистическая деятельность. Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. В отсутствие единого закона о ценах подзаконными актами определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика. Велика роль указов президента. Например указ президента от 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».. есть и постановление Правительства 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок.
В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни работ, товаров, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.
В настоящее время Правительством утверждено три перечня:
Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и фоип. Это природный газ, продукция оборонного значения, водка, перевозки железнодорожным транспортом;
Перечень продукции, товаров и услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы государственной власти субъектов РФ. Это газ, топливо, перевозки пассажиров всеми видами транспорта;
Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование цен и надбавок. Это перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, надбавки к ценам на продукты детского питания.
Субъекты РФ в полной мере реализуют предоставленные им в данной области права.
Государственное регулирование цен на входящие в перечни товары осуществляется специальными нормативными правовыми актами. Например, ФЗ «о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию». Различные положения, утверждаемые Правительством. Например, положение об основах государственного регулирования тарифов на ж/д транспорте.
Способы и система органов регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования.
Способы государственного регулирования цен можно подразделить на директивные и экономические.
Способом директивного (прямого) регулирования ценообразования является установление:
-фиксированных цен. Например, установлены фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, на ритуальные услуги.
-предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную продукцию.
-базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Например, расчет тарифов на услуги связи.
-предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок. Например, регулируются оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости;
-предельного уровня рентабельности. Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами устанавливается с учетом 25% уровня рентабельности грузовых перевозок;
-гарантированных цен. Такие цены могут применяться при реализации непосредственно государству сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия.
Изменение регулируемых цен осуществляется, как правило, после подачи заявления в компетентные государственные органы с экономически обоснованной просьбой об их пересмотре и получения разрешения этих органов. Данные порядок называется декларированием.
Установленные государством цены в некоторых случаях подлежат государственной регистрации. Так, постановлением Правительства от 2001 года утвержден Порядок государственной регистрации предельных отпускных цен производителей лекарственных средств.
В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование, налоговые льготы. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.
Правительство РФ в соответствии с п. «б» ст.114 Конституции РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. ФКЗ «О правительстве» содержит ст.15, раскрывающую полномочия Правительства РФ в сфере денежной, финансовой, кредитной и денежной политики. В этой статье, в частности, к полномочиям Правительства РФ отнесены разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Руководство деятельностью ФСТ осуществляет Правительство РФ. Круг полномочий широк, например ФСТ самостоятельно принимает методические указания (методики): по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий; устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию и т.д.
Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Такими функциями наделены органы, в ведении которых находится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. В качестве примера можно привести Министерство здравоохранения РФ.
Органы государственного регулирования цен созданы и в субъектах РФ. Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
- Вопрос №1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности.
- 1 Этап. 1917-1920 гг. Концепция отрицания правового регулирования хозяйственных отношений. А.Г. Гойхбарг.
- 2 Этап. С 1920г. Период нэПа. П.И. Стучка.
- 3 Этап. 1930-е гг. Довоенная школа единого хозяйственного права. Гинцбург и Пашуканис.
- 4 Этап. Конец 1950-х-1980-е гг. Послевоенная концепция единого хозяйственного права. Лаптев и Мамутов.
- 5 Этап. 1990е – по настоящее время. Мартемьянов и Ершова. Современная школа предпринимательского права.
- 3. Оформление учредительных документов.
- 7. Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.
- Меры предупреждения банкротства:
- Сроки и место государственной регистрации
- Порядок представления документов при государственной регистрации
- Отказ в государственной регистрации
- Цели лицензирования
- Задачи лицензирования
- Лицензионные требования
- Действие лицензии
- Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии
- Порядок переоформления лицензии
- Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
- Принципы технического регулирования
- Цели принятия технических регламентов
- Цели принятия технических регламентов
- Содержание и применение технических регламентов
- Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента
- Особый порядок разработки и принятия технических регламентов
- Цели стандартизации
- Принципы стандартизации
- Документы в области стандартизации
- Виды стандартов
- Цели подтверждения соответствия
- Принципы подтверждения соответствия
- Формы подтверждения соответствия
- Добровольное подтверждение соответствия
- Знаки соответствия
- Обязательное подтверждение соответствия
- Декларирование соответствия
- Обязательная сертификация
- Знак обращения на рынке
- Ответственность в сфере ценообразования.
- Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
- Право хозяйственного ведения
- Право оперативного управления
- Правовой режим оборотных средств
- Правовой режим нематериальных активов
- Уставный (складочный) капитал
- Паевой фонд
- Уставный фонд
- Добавочный капитал
- Резервный фонд
- Резервы сомнительных долгов
- Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Амортизационный фонд.
- Средства целевого финансирования и поступлений
- Резервы предстоящих расходов и платежей
- Правовое регулирование
- Субъекты и объекты приватизации
- Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
- Способы приватизации государственного и муниципального имущества
- Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество
- Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
- Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе
- Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе
- Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ
- Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг
- Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
- Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены
- Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ
- Продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления
- Кредитование в сельском хозяйстве
- Расчеты платежными поручениями
- Расчеты по аккредитиву
- Расчеты по инкассо
- Расчеты чеками
- Недобросовестная конкуренция
- Субъекты конкурентных отношений
- Вопрос 43 Понятие и виды монополистической деятельности. Понятие и признаки доминирующего положения.
- Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
- Монопольно высокая цена товара
- Монопольно низкая цена товара
- 8) Ведет:
- Классификация видов инвестиций
- Этапы инвестиционной деятельности
- Объекты инвестиционной деятельности
- Инвестиционные фонды
- Требования к акционерному инвестиционному фонду
- Прекращение паевого инвестиционного фонда осуществляется в случаях, если:
- Порядок прекращения паевого инвестиционного фонда
- Вклады товарищей
- Общее имущество товарищей
- Нотариальное удостоверение договора инвестиционного товарищества
- Условия договора инвестиционного товарищества
- Срок договора инвестиционного товарищества
- Ответственность товарищей по общим обязательствам
- Прекращение договора инвестиционного товарищества
- Порядок принятия решений об осуществлении государственных капитальных вложений
- Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
- Защита капитальных вложений
- Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями
- Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации
- Льготы иностранным инвесторам
- Порядок заключения соглашения
- Условия выполнения работ
- Раздел продукции
- Инвестиционная деятельность в форме концессионных соглашений
- Типы особых экономических зон
- Правовые формы создания и реализации инноваций
- 3. Договоры, направленные на создание производственных и иных условий для внедрения новшеств, нововведений:
- Виды рекламы
- Субъекты рекламных отношений
- Товары, реклама которых не допускается
- 2. Вид рекламируемого товара. По данному критерию законодателем предусмотрены особые требования к рекламе:
- Организация и проведение проверок в сфере рекламы
- Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
- Правовое регулирование
- Классификация видов страхования
- Объект страхования
- Национальный режим в отношении товаров, происходящих из иностранных государств
- Особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности
- Разрешение споров
- Организация ведения бухгалтерского учета
- Основные правила ведения бухгалтерского учета
- Правовое регулирование бухгалтерского учета
- Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Отчетный период, отчетная дата
- Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица
- Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Официальный статистический учет
- Федеральное статистическое наблюдение
- Административная ответственность
- Стандарты оценочной деятельности
- Принципы оценочной деятельности
- Обязательность проведения оценки объектов оценки
- Методы и подходы к оценке
- Права оценщика
- Обязанности оценщика
- Обязательные требования к договору на проведение оценки
- Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки
- Правовое регулирование аудиторской деятельности
- Принципы
- Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг
- Государственное регулирование аудиторской деятельности
- Саморегулируемая организация аудиторов
- Обязательный аудит проводится в случаях:
- Аудиторское заключение