logo
предпринимательское право

Меры предупреждения банкротства:

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Дело о банкротстве может быть возбуждено на основании: заявления должника, заявления конкурсного кредитора, заявления уполномоченного органа.

Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом, либо должником – гражданином.

К заявлению должника могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства. В случае, если в заявлении должника не указана кандидатура временного управляющего, в заявление должника могут быть включены дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего. В заявлении должника - гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью. Должник обязан направить копии заявления должника конкурсным кредиторам, в уполномоченные органы, собственнику имущества должника - унитарного предприятия, в совет директоров (наблюдательный совет) или иной аналогичный коллегиальный орган управления, а также иным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если до подачи заявления должника избраны (назначены) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель учредителей (участников) должника, представитель работников должника, копии заявления должника направляются указанным лицам. Реализация права на подачу заявления в суд позволяет должнику под контролем суда удовлетворить требования кредиторов и освободить себя от долгов.

Заявление конкурсного кредитора. Правом на подачу в арбитражный суд заявления наделены только конкурсные кредиторы, т.е кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением, которое подписывается всеми кредиторами. Копия заявления должна быть направлена должнику.

Заявление уполномоченного органа. К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должны быть приложены: решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника; сведения о задолженности по данным уполномоченного органа.

Вопрос №19. Правовой статус арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

-наличие высшего образования;

-наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года.

-сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

-отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

-отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия. С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае:

- подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации;

-исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

-нарушения арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего, его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

К кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются требования двоякого рода:

- обязательные, несоответствие которым исключает для лица возможность осуществлять данную деятельность;

-факультативные, выдвигаемые конкурсными кредиторами, уполномоченными органами или собранием кредиторов и содержащие дополнительные требования к претендентам.

В определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается саморегулируемая организация, их числа членов которой арбитражный суд будет утверждать арбитражного управляющего. Данное определение отправляется в саморегулируемую организацию. По получению запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть арбитражными управляющими. В списке должны быть указаны три кандидатуры. Должник и заявитель вправе отвести по одной кандидатуре из списка. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. Если должник или заявитель не воспользовались правом отвода, то арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие:

- которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

- которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

-в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве;

- которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

- которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

-которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие дополнительные требования:

-наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

-наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

-проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

-созывать собрание кредиторов;

-созывать комитет кредиторов;

- обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

-привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника,

-запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;

- подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

- принимать меры по защите имущества должника;

- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

-вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

-предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

-предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

В случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, послужившего основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный управляющий не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждении нового арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению. Отмена судебного акта о дисквалификации арбитражного управляющего не является основанием для восстановления его арбитражным судом для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.

В случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации арбитражных управляющих эта организация обязана направить в арбитражный суд ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок.

Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего продлевается на следующий срок, если арбитражный управляющий не уведомил страховщика об отказе от его продления не позднее чем за один месяц до истечения срока действия этого договора.

Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является подтвержденное вступившим в законную силу решением суда наступление ответственности арбитражного управляющего перед участвующими в деле о банкротстве лицами или иными лицами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему убытки арбитражному управляющему, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.

Контроль за осуществлением арбитражными управляющими обязательного страхования их ответственности осуществляется саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, которая вправе устанавливать не противоречащие законодательству Российской Федерации дополнительные требования к договорам обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих, заключаемым членами саморегулируемой организации.

Несоблюдение арбитражным управляющим требований относительно предусмотренного настоящей статьей договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является основанием для исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации.

Вопрос №20. Понятие, формы, методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование экономики – воздействие государства на нее путем принятия и введения в действие нормативных правовых актов, реализации актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирующего характера и ответственности к нарушителям этих требований.

Государственное регулирование обусловлено необходимостью решения следующих задач:

1.обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

2.укрепления обороноспособности страны и безопасности государства;

3.формирования государственного бюджета;

4. обеспечения занятости населения;

5. реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополистической деятельности.

Методы государственного регулирования:

  1. Административный (иерархический, прямой);

  2. Товарно-денежный (экономический, косвенный),

В чем выражается прямое регулирование:

  1. Установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности (например, обязательная сертификация);

  2. Установление запретов (например, запрет на недобросовестную конкуренцию)

  3. Применение государством санкций и мер ответственности;

  4. Создание ГУП и МУП, их реорганизация и ликвидация;

  5. Заключение договоров для обеспечения целевых программ, удовлетворения иных государственных нужд.

Косвенное экономическое регулирование осуществляется опосредованно, путем воздействия экономических стимулов (различных форм поддержки, стимулирования отдельных видов деятельности, предоставления льгот по налогообложению). Средства могут быть правовыми и не правовыми.

Правовые: нормативные правовые акты и акты ненормативного характера. Акты ненормативного характера: акты позитивного регулирования и акты-реагирования на правонарушение. К актам позитивного регулирования относятся: акты разрешения, акты регистрации, акты согласия, акты планирования (план заказ), акты распоряжения.

К не правовым средствам относятся: установление квот, размеры ставок налогов, лимитов, пошлин. Они применяются исходя из экономической ситуации, сложившейся в экономике страны.

Вопрос № 21. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.

Есть два вида планирования:

  1. Диспозитивно-централизованное;

  2. Индикативное. В индикативном составные элементы: прогнозирование и программно-целевой метод.

ФЗ от 20 июля 1995г. «О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития РФ».

Содержит общие требования к прогнозированию, порядок прогнозирования, процедуры.

Прогнозирование – система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Виды прогнозов:

  1. В целом по РФ.

  2. По народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики.

  3. По регионам.

Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Прогнозы разрабатываются на долгосрочную ( на 10 лет), среднесрочную (от 3 до 5 лет) и краткосрочную перспективу (ежегодно).

В 2008 г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

макроэкономическая политика;

институциональные преобразования;

инвестиционная и структурная политика;

аграрная политика;

экологическая политика;

социальная политика;

региональная экономическая политика;

внешнеэкономическая политика.

При краткосрочном планировании составляется перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год.

Федеральная целевая программа- это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий (производственных, социально-экономических), обеспечивающих эффективное решение задач в области социального и иного развития РФ.

Этапы:

  1. Разработка проекта ФПЦ. Осуществляется Правительством.

  2. Утверждение концепции ФПЦ.

  3. Согласование проекта ФЦП.

  4. Экспертиза проекта ФПЦ.

  5. Рассмотрение проекта ФПЦ на заседании Правительства.

  6. Доработка в соответствии с замечаниями.

  7. Утверждение ФПЦ.

Основные требования к содержанию федеральной целевой программы:

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

  2. Цели и задачи целевой программы, сроки и этапы реализации;

  3. Ресурсное обеспечение;

  4. Механизм реализации целевой программы и контроль за ее выполнением;

  5. Оценка эффективности и экологических, и экономических последствий.

План заказ.

В сфере государственного и муниципального предпринимательства. Для казенных предприятий. Уполномоченный орган ежегодно выявляет потребность в товарах, услугах, производимых для государственных нужд. Сдается отчет. Также есть план развития предприятия – мероприятия, необходимые для выполнения плана заказа.

Вопрос №22. Понятие государственной регистрации юридических лиц и ИП, общий порядок ее осуществления. Отказ в государственной регистрации. Государственные реестры.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная регистрация в настоящее время осуществляется Федеральной налоговой службой. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина.