3. Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок
Осуществление основных производственных процессов транспортировки грузов и перемещения пассажиров — основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объемов перевозок.
Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются:
• общая оценка выполнения плана перевозок и изменений в натуральных, стоимостных и относительных измерителях;
• по перевозке грузов — определение степени удовлетворения потребностей клиентуры по номенклатуре перевозимых грузов и срокам их доставки;
• по перевозке пассажиров — изучение количества и качества перевозок по видам, маршрутам и регулярности;
• оценка изменения технико-эксплуатационных показателей и выявление причин, воздействующих на характеристики транспортного процесса;
• изучение силы и направленности влияния отдельных факторов на выполнение объемных показателей;
• исследование потерь и выявление резервов роста объемов перевозок;
• оперативный Контроль за перевозочным процессом, расчет динамики и ритмичности перевозок;
• разработка комплекса организационно-технических мероприятий по повышению конкурентоспособности АТО на рынке автотранспортных услуг, улучшению их количества и качества.
Таким образом, общие направления анализа выполнения плана перевозок таковы:
1) при перевозке грузов — оценка выполнения заданного объема перевозок как в целом, так и по договорной клиентуре и срокам автомобильных перевозок; при перевозке пассажиров автобусами — оценка выполнения плана по количеству перевезенных пассажиров и выполненных пассажиро-километров в целом по АТП и видам перевозок (городские, пригородные, междугородные, международные); при перевозке пассажиров автомобилями-такси — оценка выполнения плана по количеству выполненных платных километров пробега;
2) оценка влияния отдельных факторов на выполнение заданного объема перевозок;
3) изучение потерь и резервов роста объема перевозок;
4) разработка организационно-технических мероприятий по использованию резервов и устранению потерь.
Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре.
В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три, группы; в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием, Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объемов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчеты позволяют выявить структурные сдвиги — изменения соотношений отдельных частей в общем объеме данной совокупности.
Результаты работы парка подвижного состава любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.
С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава. Они являются как бы первичными характеристиками транспортного процесса и включают следующие показатели:
• коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию;
• грузоподъемность подвижного состава;
• коэффициенты статического и динамического использования грузоподъемности;
• средний пробег с грузом за поездку и среднее расстояние перевозки;
• коэффициент использования пробега;
• продолжительность работы автомобиля в наряде и простоя при погрузочно-разгрузочных работах;
• средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения.
Вторая группа показателей объединяет результативную информацию: число ездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объем перевозок и грузооборот (транспортная работа).
После анализа уровня ТЭП определяют особенности их влияния на выполнение плана перевозок с помощью методов факторного анализа.
Степень выполнения плана перевозок в тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах и платных километрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования.
Анализ выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов.
Первоначально проводят сравнение общих базисных итогов и отчетных данных о числе перевезенных пассажиров и пассажирообороте, оценивая влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты, организации (табл. 10.3).
После этого оценивают уровни показателей, характеризующих использование автобусов, и результаты перевозочного обслуживания, а затем определяют степень их влияния на Пассажирооборот.
Анализ работы маршрутных такси проводится аналогично анализу работы автобусов, т.е. сначала изучают результаты выполнения плана по платному пробегу (Lпл) для каждого маршрута такси, а затем уровень показателей, характеризующих использование автомобилей.
Для автомобилей-такси важное значение имеет рост коэффициента использования пробега как одного из основных факторов, способствующих увеличению платного пробега и доходов. Поэтому при анализе нужно выяснить, что предпринималось в АТО для повышения этого показателя: изучался ли спрос населения на поездки в автомобилях-такси на обслуживаемой территории по сезонам года, дням недели и временам суток; проводился ли анализ правильности размещения стоянок автомобилей-такси, рациональности их выпуска на линию в соответствии со спросом населения и эффективности работы диспетчерского аппарата.
Соблюдение планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии способствует выполнению плана, поэтому должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю.
Один из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчетных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации.
При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности.
Анализ выполнения перевозок обязательно должен включать анализ их качества. Постоянное повышение качества транспортного обслуживания вместе с ростом объемов перевозок положительно сказывается на конкурентоспособности АТО на рынке транспортных услуг.
- Тема 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления
- 1. Сущность и цель управленческого анализа
- 3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- 9. Классификация информационного обеспечения
- Тема 2. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 1. Анализ организационно-технического уровня
- 2. Анализ других условий производства
- Тема 3. Методы учета и анализа затрат на производство анализ и планирование себестоимости
- 1. Калькулирование и классификация затрат
- 2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 3. Полная и ограниченная себестоимость
- 4. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 5. Нормативный метод учета затрат, системы стандарт-кост и директ-кост
- 7. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 8. Внутренняя отчетность фирмы
- Тема 4. Анализ как метод обоснования управленческих решений
- 1. Состав решений, принимаемых на основе анализа издержек, объема производства и прибыли
- 2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 3. Специальные решения о цене реализации продукции и прибыли
- 4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 5. Факторы ограничений в принятии решений
- Тема 5. Экономический анализ капитального строительства
- 1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 2. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 4. Факторы изменения объема строительно-монтажных работ
- 5. Анализ себестоимости строительной продукции
- Тема 6. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- Тема 7. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа
- 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ат
- 3. Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок
- 4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- Тема 8. Анализ деятельности предприятий связи
- 1. Особенности функционирования Отрасли связи и основные направления ее анализа
- 2. Анализ в системе маркетинга
- 3. Анализ продукции предприятий связи
- 4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- Тема 9. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа
- 2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы
- 6. Анализ оптового товарооборота
- 7. Анализ расчетных отношений
- 8. Анализ издержек обращения
- 9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 10. Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления ее анализа
- 11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- Тема 10. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления ее анализа
- 4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлеченного транспорта для турпоездок
- 5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- 1.4.2 Глоссарий
- 1. Субъектами управленческого анализа являются: