1. Субъектами управленческого анализа являются:
а) руководство предприятия;
б) государство;
в) государственные органы статистики;
г) исполнители управленческих решений.
2. Что относится к основным задачам управленческого анализа:
а) оценка хозяйственной ситуации;
б) выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния;
в) подготовка принимаемых управленческих решений;
г) выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности;
д) все вышеперечисленное.
3. Управленческий анализ ориентирован на:
а) экономическую эффективность и рентабельность деятельности предприятия на тактическом и оперативном уровне;
б) внешнюю и внутреннюю среду предприятия с направленностью на стратегический уровень управления;
в) и то, и другое.
4. Цели и задачи управленческого анализа определяются:
а) законодательством;
б) менеджерами;
в) собственниками.
5. Управленческий анализ предусматривает изучение:
а) экономической стороны производства;
б) технической стороны производства;
в) социальных условий;
г) взаимосвязи природных условий с производством;
д) всего вышеперечисленного.
6. Организация систем управленческого учета и анализа целесообразна в большей мере для:
а) юридических лиц, которые функционируют на основе коллективного хозяйствования с целью получения прибыли;
б) государственных и муниципальный предприятий и организаций;
в) юридических лиц, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав.
7. Непосредственное влияние на организацию управленческого анализа играют:
а) организационно-правовая форма и масштабы деятельности предприятия;
б) структура субъекта управленческого анализа;
в) наличие и уровень развития системы управленческого учета.
г) все вышеперечисленное.
8. Для каких организаций построение системы управленческого анализа наиболее целесообразно:
а) унитарных предприятий;
б) благотворительных фондов;
в) потребительских кооперативов;
г) религиозных объединений;
д) коммерческих организаций.
9. Аналитичность информации заключается в:
а) сопоставимости;
б) достаточности;
в) ритмичности;
г) соответствии ее требованиям экономического анализа;
д) адресности.
10. Внедрение автоматизированных информационных технологий в процесс управленческого анализа позволит:
а) сократить сроки обработки аналитических данных;
б) повысить качество и достоверность обработанной информации;
в) снизить трудоемкость и стоимость аналитического процесса;
г) все вышеперечисленное.
11. По характеру производства затраты подразделяются на:
а) затраты основного производства и затраты вспомогательного производства;
б) текущие затраты и истекшие затраты;
в) затраты прошлого периода и затраты отчетного периода;
г) все вышеперечисленное.
12. Затраты подразделяются на прямые и косвенные по:
а) времени возникновения;
б) калькуляционным признакам;
в) способу отнесения на единицу продукции;
г) все вышеперечисленное.
13. Центром ответственности производственных расходов является:
а) цех основного производства;
б) служба маркетинга;
в) финансово-экономическая служба.
14. Центром ответственности общехозяйственных (непроизводственных) расходов является:
а) цех основного производства;
б) участок вспомогательного производства;
в) управленческая бухгалтерия.
15. Расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю являются:
а) производственными переменными затратами;
б) производственными постоянными затратами;
в) непроизводственными переменными затратами;
г) непроизводственными постоянными затратами.
16. Объектом калькуляции является:
а) место возникновения затрат;
б) продукт (работа, услуга);
в) центр затрат.
17. Добавочные затраты — это:
а) сумма прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов;
б) сумма прямых материальных и прямых трудовых затрат;
в) все производственные затраты;
г) все периодические затраты.
18. Какой признак классификации затрат редко применяется в управленческом учете:
а) по экономическим элементам;
б) по отношению к объему производства;
в) по способу включения в себестоимость продукции.
19. Ведущую роль в достижении конечных целей предприятия играют:
а) центры продаж;
б) центры инвестиций;
в) производственные центры.
20. Система расчетов, главная цель которых состоит в определении себестоимости единицы продукции, работ, услуг, — это:
а) бюджетирование;
б) калькулирование;
в) нормирование.
21. Полная себестоимость формируется по следующей формуле:
а) прямые переменные затраты + прямые постоянные затраты + косвенные постоянные затраты;
б) прямые переменные затраты + косвенные переменные пропорциональные затраты + косвенные постоянные затраты;
в) прямые переменные затраты + косвенные переменные пропорциональные затраты.
22. Информационная база анализа технико-организационного уровня включает:
а) бухгалтерскую и статистическую отчетность;
б) внеучетные сведения;
в) планы и отчеты о наличии и использовании средств производства, внедрении новой техники и технологии, организации производства и труда;
г) все вышеперечисленное.
23. Коэффициент обновления рассчитывается как:
а) отношение стоимости основных фондов, введенных за год, к стоимости основных фондов, выбывших за год;
б) отношение стоимости основных фондов, введенных в эксплуатацию в течение года, к сумме установленного оборудования на начало года;
в) отношение суммы поступивших в течение года основных фондов к остатку основных фондов на конец года;
г) все вышеперечисленное.
24. Уровень технического развития производства характеризуется показателями:
а) средний возраст оборудования;
б) степень обновления основных фондов;
в) энерговооруженность, электровооруженность, фондовооруженность труда;
г) всем вышеперечисленным.
25. Техническое состояние производства характеризуется:
а) наличием средств и орудий труда (машин, механизмов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений);
б) созданием новых и совершенствованием применяемых технологических процессов и методов производства, схем механизации и автоматизации, схем транспорта и энергоснабжения;
в) всем вышеперечисленным.
В состав группы функциональных бюджетов предприятия входят:
— бюджет продаж — план, выраженный, прежде всего, в финансовых терминах, но допускающий и присутствие натуральных показателей. Часто наибольшие трудности вызывает составление именно этого бюджета, что объясняется большой степенью неопределенности исходных данных;
— бюджет производства — строится путем корректировки бюджета продаж с учетом уровня входящих (на начало периода планирования) и исходящих (на конец периода) запасов готовой продукции и незавершенного производства. Как правило, также включает натуральные показатели;
— бюджет производственных затрат — содержит объемы ресурсов, необходимых для выполнения плана производства, а также потребности в закупках ресурсов со стороны с учетом входящих и исходящих складских позиций по материалам. Этот бюджет, как правило, строится в разрезе отдельных видов ресурсов (материалы, труд, косвенные затраты) и также выражается как в стоимостных, так и в количественных единицах;
— бюджет себестоимости продаж — строится путем корректировки бюджета производственных затрат (включая закупки) с учетом входящих и исходящих запасов как материалов, так и готовой продукции;
— бюджет непроизводственных затрат — включает затраты на маркетинг, управление, а также другие затраты непроизводственного характера, обобщенные в разрезе финансовой структуры организации (центров финансовой ответственности, центров затрат, центров доходов).
Что касается основного бюджета, то он консолидирует в себе информацию, представленную в перечисленных выше отдельных планах, и, как правило, включает три основные составляющие:
— бюджетный баланс — отчет, характеризующий финансовое состояние предприятия на конец бюджетного периода. Часто дополняется показателями движения основного и оборотного капитала за период;
— бюджетный отчет о прибылях и убытках — строится на основе бюджета продаж, бюджета себестоимости продаж и бюджета непроизводственных затрат;
— бюджет движения денежных средств — строится с учетом сроков финансовых поступлений и платежей, принимая во внимание условия расчетов с дебиторами и кредиторами.
Под центром ответственности принято понимать структурное подразделение, осуществляющее хозяйственную деятельность, во главе которого стоит руководитель (менеджер), оказывающий непосредственное воздействие на результаты этой деятельности и несущий за них ответственность.
Центр затрат – это центр ответственности, руководитель которого контролирует затраты, но не контролирует прибыль и другие экономические показатели. Другими словами, центр затрат – это структурное подразделение, в котором можно организовать нормирование, планирование и учет затрат в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. Менеджер центра отвечает за уровень затрат.
Центр доходов – это центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не за затраты. Деятельность руководителей подобных подразделений в системе управления затратами оценивается на основе полученной выручки или суммы внутренних доходов, поэтому задачей учета в этом случае будет фиксация результатов деятельности центра ответственности на выходе. Это не означает, что в подразделениях отсутствуют расходы, но затраты на их содержание несопоставимы с объемами доходов, которые они контролируют. Центр доходов обычно формируется в сбытовых подразделениях, ответственных за доходы от продаж по своим подразделениям или даже участкам рынка.
Руководители центров доходов, как и центров затрат, могут отвечать за достижение нефинансовых целей, например, за обеспечение конкуренции на тех рынках, где фирма занимает первую или вторую позиции по продажам.
Центр прибыли – это подразделение, руководитель которого отвечает за доходы и затраты своего подразделения. Менеджер центра прибыли принимает решения по количеству потребляемых ресурсов и размеру ожидаемой выручки. Критерием оценки деятельности такого центра служит размер получаемой прибыли. Поэтому учет должен давать информацию о стоимости затрат на входе в центр ответственности, о затратах внутри него, а также о конечных результатах деятельности подразделения на выходе. Прибыль центра ответственности в системе управления затратами может рассчитываться по-разному. Иногда в расчетах участвуют лишь прямые затраты, в других случаях в них включаются (полностью или частично) косвенные.
Центры капитальных вложений (инвестиций) – подразделения организаций инвестиционно-строительной сферы, менеджеры которых контролируют не только затраты и доходы своих отделов, но и эффективность использования инвестируемых в них средств. Инвестиционный центр можно сравнить с самостоятельным бизнесом, как правило, он выделяется в строительных организациях с высокой степенью децентрализации.
Руководители центров инвестиций (капитальных вложений) обладают наибольшими полномочиями в руководстве: им делегировано право принимать инвестиционные решения, т. е. распределять выделенные средства по проектам. Эти центры работают с бюджетом капитальных вложений или планом предполагаемых расходов на приобретение долгосрочных активов и средствами финансирования этих приобретений
- Тема 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления
- 1. Сущность и цель управленческого анализа
- 3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- 9. Классификация информационного обеспечения
- Тема 2. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 1. Анализ организационно-технического уровня
- 2. Анализ других условий производства
- Тема 3. Методы учета и анализа затрат на производство анализ и планирование себестоимости
- 1. Калькулирование и классификация затрат
- 2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 3. Полная и ограниченная себестоимость
- 4. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 5. Нормативный метод учета затрат, системы стандарт-кост и директ-кост
- 7. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 8. Внутренняя отчетность фирмы
- Тема 4. Анализ как метод обоснования управленческих решений
- 1. Состав решений, принимаемых на основе анализа издержек, объема производства и прибыли
- 2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 3. Специальные решения о цене реализации продукции и прибыли
- 4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 5. Факторы ограничений в принятии решений
- Тема 5. Экономический анализ капитального строительства
- 1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 2. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 4. Факторы изменения объема строительно-монтажных работ
- 5. Анализ себестоимости строительной продукции
- Тема 6. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- Тема 7. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа
- 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ат
- 3. Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок
- 4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- Тема 8. Анализ деятельности предприятий связи
- 1. Особенности функционирования Отрасли связи и основные направления ее анализа
- 2. Анализ в системе маркетинга
- 3. Анализ продукции предприятий связи
- 4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- Тема 9. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа
- 2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы
- 6. Анализ оптового товарооборота
- 7. Анализ расчетных отношений
- 8. Анализ издержек обращения
- 9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 10. Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления ее анализа
- 11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- Тема 10. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления ее анализа
- 4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлеченного транспорта для турпоездок
- 5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- 1.4.2 Глоссарий
- 1. Субъектами управленческого анализа являются: