logo search
УАО

4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи

Под себестоимостью услуг связи понимаются выраженные в денежной форме затраты на все виды ресурсов, которые несут телекоммуникационные предприятия в процессе оказания услуг потребителям.

Направления анализа себестоимости предприятий связи в общем соответствуют методике для промышленных предприятий, однако состав затрат достаточно специфичен, что следует учитывать при проведении аналитической работы.

К основным относятся следующие затраты:

• расходы на аренду каналов;

• лизинговые и арендные платежи за оборудование сети;

• расходы на услуги транзитного оператора;

• расходы на услуги связи других операторов, включая роуминг;

• расходы на оплату радиочастотного ресурса;

• расходы на услуги надзирающих и контролирующих органов;

• амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, полное погашение стоимости нематериальных активов;

• расходы на эксплуатацию оборудования сети;

• затраты на оплату труда производственных работников (специалистов технических служб, отделов обслуживания абонентов, группы биллинговых расчетов) и отчисления на нее;

• вознаграждения дилерам и коммерческим представителям.

К накладным на предприятиях связи относятся следующие затраты:

• затраты на оплату труда управленческого персонала, административно-хозяйственной службы и отчисления;

• расходы на содержание собственных и арендованных помещений;

• стоимость конторских и хозяйственных материалов;

• расходы на покупку ГСМ и содержание транспорта;

• командировочные, рекламные й представительские расходы;

• расходы на оплату аудиторских, юридических, банковских и охранных услуг;

• расходы на консультационные и информационные услуги;

• расходы на обучение и повышение квалификации персонала;

• расходы на оплату труда, технику безопасности и страхование имущества.

•В силу специфики производства услуг связи рассчитать себестоимость каждой предоставляемой услуги практически невозможно, причем объект калькулирования должен совпадать с объектом продаж. В связи с этим в отрасли рассчитывают как полную себестоимость всех оказанных услуг, так и относительный стоимостной показатель, соответствующий себестоимости на 1 рубль доходов (т.е. сколько текущих затрат потребовалось для получения 1 рубля доходов).

На уровень и динамику изменения затрат в составе себестоимости услуг операторов связи оказывают влияние общеэкономические, отраслевые и внутрихозяйственные факторы.

Общеэкономические факторы не зависят от деятельности предприятий, их влияние на себестоимость имеет одинаковую направленность во всех сферах деятельности (отраслях экономики).

Особую роль играют отраслевые факторы, такие как эффективность взаиморасчетов между операторами сети, удаленность от транзитного центра коммутации, размер отчислений за присвоение и использование радиочастот, платежи надзирающим органам за контроль лицензируемой деятельности.

Внутрихозяйственные факторы предопределяются особенностями функционирования каждого конкретного предприятия и содержат наибольшие резервы снижения себестоимости.