logo search
УАО

3. Анализ продукции предприятий связи

Для предприятий связи конечный результат производственной деятельности выступает как продукция, а для потребителей — как услуга. Объем произведенных услуг связи характеризуется объемом доходов, полученных от оказания этих услуг. Так как процесс производства услуг связи неотделим от процесса их потребления, объем валовой продукции на предприятиях связи равен объему товарной и реализованной продукции.

Существующие методические подходы к определению доходов по традиционным видам услуг обусловлены формой создаваемой услуги (в форме обмена или в форме канала), зависимостью тарифа от группы пользователей (население или предприятия), индивидуальной особенностью услуги (обычные, срочные или льготные тарифы), методами ценообразования тарифов (регулируемые или свободные).

Доход от основной деятельности оператора сотовой связи складывается из следующих потоков:

• дохода от продажи первоначального пакета, включающего абонентское оборудование и подключение к сети;

• дохода от периодических услуг (абонентской платы, детализации и доставки счета, голосовой почты, переадресации, междугороднего и международного доступа, других услуг связи);

• дохода от обмена (трафика) (отдельно учитывается доход от роумингового обмена — предоставления услуг абонентам одного оператора на территории другого).

Первоначально анализу подвергается общая величина доходов оператора сотовой связи, их состав, структура и динамика.

Далее изучаются влияющие на доходы факторы и определяется величина их влияния.

Сначала производится качественный анализ абонентской базы.

Абонентская база оператора сотовой связи складывается из активных коммерческих, заблокированных коммерческих, служебных и льготных абонентов. При проведении анализа рассчитываются показатели в виде отношения оттока абонентов к количеству активных абонентов, а также в виде отношения заблокированных коммерческих абонентов к количеству всех абонентов. Снижение этих показателей говорит о положительных изменениях в качественном составе абонентской базы.

На прирост абонентской базы оказывают влияние следующие факторы:

• стоимость первоначального пакета, доля рынка;

• проникновение (охват населения, пользующегося конкретной услугой связи);

• охват каждого сегмента потенциальных потребителей;

• длительность периода продаж первоначального пакета по определенной цене;

• число отказов от покупки;

• сезонность;

• количество рабочих и выходных дней.

На следующем этапе оценивается общее количество обмена.

Большое влияние на структуру трафика имеет близость оператора к столичным городам, курортным местам, оживленным транспортным магистралям.

Еще одним важным направлением работы является анализ тарифов на услуги связи. При планировании новых видов услуг связи используется усредненный тарифный план.

С каждым годом все возрастают требования потребителей к качеству услуг связи, поэтому вопросы качества становятся важнейшими для обеспечения эффективной деятельности операторов. Искажение содержания и задержка сообщений снижают эффект их передачи во времени и пространстве, информация теряет свою полезность и ценность для управления, производства, бизнеса, потребителей частного сектора, а продукт связи — свою потребительскую стоимость.

Качество услуг связи можно оценить, используя две группы показателей, характеризующих качество обслуживания и качество услуг связи.

Качество обслуживания абонентов определяется следующими факторами:

• величиной охвата территории, на которой оператор предоставляет услуги;

• количеством прогрессивных форм и методов обслуживания абонентов;

• уровнем охвата населения.

Качество услуг Связи характеризуют показатели самых важных свойств:

• скорость передачи информации;

• точность передачи и воспроизведения, достоверность и сохранность сообщений;

• конфиденциальность передачи информации, тайна связи;

• надежность и устойчивость действия технических средств и систем связи;

• доступность услуг связи;

• удобство пользования, эстетичность и экологическая безопасность и др.

Конкуренцию среди операторов можно выдержать, имея правильную позицию и поведение, отвечающие пожеланиям потребителей. Причем объем оказанных услуг и соответственно прибыль оператор может увеличить именно за счет улучшения качества, а не за счет повышения цен на услуги.