1. Особенности функционирования Отрасли связи и основные направления ее анализа
Недостаточный объем информации, ее искажение, несвоевременность поступления приводят к нарушению связи между производителями и потребителями, возникновению диспропорций, большим финансовым потерям, общему снижению темпов экономического развития. Поэтому высококачественная связь является важнейшей составляющей инфраструктуры рынка, мощным катализатором рыночных отношений, коммерческого успеха, и именно телекоммуникации служат основой экономики информационного общества.
Отрасль связи предоставляет всем отраслям общественного производства и населению услуги по сбору, обработке, передаче и доставке информации и обладает всеми чертами, присущими материальному производству. Услуги связи включают почтовую и курьерскую деятельность, а также деятельность по передаче звука, изображения, данных и прочей информации через системы кабельной, релейной или спутниковой связи, включая телефонную и телеграфную.
В настоящее время российский телекоммуникационный рынок состоит из трех основных сегментов: фиксированной связи (Местной, регулируемой государством, и дальней, еще не открытой для свободной конкуренции), мобильной связи и Интернета.
Современному рынку связи России присущи определенные особенности:
1) в данной отрасли создается специфический продукт, не имеющий вещественной формы, представляющий конечный результат передачи информации от отправителя получателю;
2) услугам связи присущи такие свойства, как неосязаемость, неотделимость, непостоянство и несохраняемость. Конечный результат производственной деятельности отрасли не может храниться в запасе, изыматься из сферы производства и поступать в сферу обращения для реализации;
3) структура производственных ресурсов характеризуется существенным преобладанием основных .производственных фондов (примерно 93%) и малой долей оборотных средств. Это обусловлено тем, что строгое соблюдение качества услуг связи достигается применением только сертифицированного оборудования, современных систем защиты информации от посторонних воздействий, внедрением прогрессивных технологий и методов организации на всех стадиях производственного процесса;
4) сравнительно стабильная структура базовой сети существенно влияет на технологический процесс производства услуг связи. Изменение технологии и организации предоставления услуг (характера производства) сильно влияет на величину издержек (так как производство фондоемкое), социально-экономические характеристики и функции услуг.
5) неравномерная по времени нагрузка, обусловленная ритмом деловой и личной жизни людей, требует для высококачественного обслуживания потребителей наличия дополнительных мощностей, которые в периоды спада используются с низкой отдачей или простаивают. Предприятия связи должны стремиться к оптимальному соотношению объемов резервных мощностей, затрат и эффективности производства;
6) информация может подвергаться только пространственному перемещению, поэтому отраслевой принцип предложения услуг связи сочетается с преимущественно территориальным способом их предоставления;
7) процесс передачи информации всегда является двусторонним между отправителем и получателем информации, и для его осуществления необходимо наличие надежной и разветвленной сети связи. Она состоит из предприятий, соединенных между собой линиями и каналами связи, которые действуют в едином технологическом процессе, обеспечивая передачу информации. Отдельное предприятие связи не всегда является единственным производителем услуг, а выполняет определенные производственные функции на конкретных этапах (исходящем, транзитном, входящем) технологической цепочки. Это обусловливает необходимость введения системы взаиморасчетов между предприятиями связи за взаимно предоставляемые сетевые ресурсы и услуги по пропуску трафика;
8) существование множества технологических стандартов, особенно на рынке сотовой связи; регулирование государственными органами частотных ресурсов и назначение платы за их использование;
9) номенклатура услуг связи сравнительно устойчива вследствие лицензионного характера деятельности, однако существует широкий диапазон тарифов на эти услуги в зависимости от категорий потребителей и их предпочтений.
Основная цель управленческого анализа предприятия связи — выявление всех факторов, обеспечивающих увеличение объема оказанных услуг в натуральном и стоимостном выражении, при постоянном улучшении качества услуг и обслуживания потребителей, способствующем увеличению рентабельности его работы.
Представленная ниже методика системного анализа более всего учитывает специфику сотовой связи (нового перспективного, динамично развивающегося бизнеса), однако общая схема может быть применена с некоторыми изменениями для анализа деятельности предприятий, осуществляющих и другие услуги связи:
1) оценка качества и достоверности исходной информации;
2) анализ технико-организационного уровня предприятия связи:
• изучение регулирующих и нормативных документов отрасли;
• анализ условий лицензии;
• анализ используемой схемы связи;
• анализ стандартов связи;
• анализ технических характеристик используемого оборудования;
• анализ выделенного частотного ресурса;
3) анализ в системе маркетинга;
4) анализ использования основных производственных средств, материальных и трудовых ресурсов;
5) анализ объема, структуры и качества услуг:
• анализ состава, структуры и динамики объема услуг связи;
• анализ общего количества и прироста абонентов;
• анализ общего количества обмена (трафика);
• анализ распределения трафика по направлениям;
• анализ тарифов на услуги связи;
• анализ качества обслуживания и услуг связи;
6) анализ себестоимости услуг связи;
7) маржинальный анализ объема, затрат и прибыли услуг связи;
8) анализ финансовых результатов и рентабельности;
9) анализ финансового состояния и платежеспособности;
10) комплексная аналитическая оценка эффективности работы предприятия связи;
11) обобщение резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности.
Источниками информации для проведения анализа будут являться данные бизнес-плана, техническая и лицензионная документация, регулирующие и нормативные документы отрасли, данные маркетинговых исследований, текущего оперативного учета, внутренней, бухгалтерской и статистической отчетности.
- Тема 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления
- 1. Сущность и цель управленческого анализа
- 3. Принципы организации и особенности управленческого анализа
- 9. Классификация информационного обеспечения
- Тема 2. Анализ организационно-технического уровня и других условий производства
- 1. Анализ организационно-технического уровня
- 2. Анализ других условий производства
- Тема 3. Методы учета и анализа затрат на производство анализ и планирование себестоимости
- 1. Калькулирование и классификация затрат
- 2. Объекты калькулирования и их роль в управленческом анализе
- 3. Полная и ограниченная себестоимость
- 4. Внебюджетное и бюджетное планирование. Виды бюджетов
- 5. Нормативный метод учета затрат, системы стандарт-кост и директ-кост
- 7. Резервы снижения себестоимости и их комплексная оценка
- 8. Внутренняя отчетность фирмы
- Тема 4. Анализ как метод обоснования управленческих решений
- 1. Состав решений, принимаемых на основе анализа издержек, объема производства и прибыли
- 2. Анализ издержек при принятии решения о собственном производстве или закупке изделия со стороны
- 3. Специальные решения о цене реализации продукции и прибыли
- 4. Принятие решения о расформировании сегмента рынка
- 5. Факторы ограничений в принятии решений
- Тема 5. Экономический анализ капитального строительства
- 1. Особенности отрасли, основные задачи и источники информации анализа
- 2. Анализ объема, структуры и качества строительно-монтажных работ
- 3. Анализ выполнения плана ввода в действие объектов строительства
- 4. Факторы изменения объема строительно-монтажных работ
- 5. Анализ себестоимости строительной продукции
- Тема 6. Экономический анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 1. Особенности сельскохозяйственного производства и анализа деятельности сельскохозяйственных предприятий
- 7. Анализ обеспеченности предприятия апк основными средствами производства и эффективности их использования
- Тема 7. Анализ деятельности предприятий транспорта
- 1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа
- 2. Общая оценка экономического и финансового состояния ат
- 3. Анализ выполнения плана и динамики объема перевозок
- 4. Анализ обеспечивающего производства (технической службы)
- 5. Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
- 6. Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда
- 7. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
- Тема 8. Анализ деятельности предприятий связи
- 1. Особенности функционирования Отрасли связи и основные направления ее анализа
- 2. Анализ в системе маркетинга
- 3. Анализ продукции предприятий связи
- 4. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции связи
- Тема 9. Экономический анализ организаций торговли и общественного питания
- 1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа
- 2. Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
- 3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов
- 4. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов, развития материально-технической базы
- 6. Анализ оптового товарооборота
- 7. Анализ расчетных отношений
- 8. Анализ издержек обращения
- 9. Анализ финансовых результатов в торговле
- 10. Особенности деятельности предприятий общественного питания и основные направления ее анализа
- 11. Изучение качества и комплексности выпуска продукции. Анализ выбора ассортимента блюд
- Тема 10. Анализ деятельности предприятий сферы услуг
- 1. Сфера услуг как вид экономической деятельности
- 2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления ее анализа
- 4. Анализ выбора туроператором собственной или арендованной площади, собственного или привлеченного транспорта для турпоездок
- 5. Анализ эффективности использования гостиничных площадей
- 1.4.2 Глоссарий
- 1. Субъектами управленческого анализа являются: