logo
Бородина Ресторанный бизнес

2.3.2.4. Отдельные вопросы налогообложения гостиниц

Налогообложение услуг по трансляции телепрограмм Налогообложение предприятий-владельцев кабельного, эфирного, спутникового телевидения , а также студий, производящих и формирующих программное обеспечение коммерческого телевидения, производится в общеустановленном порядке по ставке налога на прибыль в размере 35%. Такой же режим налогообложения применяется и к гостиницам, осуществляющим показ телепрограмм в номерах по системам кабельного телевидения, которые уплачивают налог на прибыль в вышеупомянутом порядке. К доходам, полученным гостиницей от демонстрации программ по каналам кабельного телевидения, поскольку они не подлежат регистрации в порядке, установленном для средств массовой информации, не может быть применен льготный порядок налогообложения прибыли, установленный для средств массовой информации. Кроме того, следует иметь в виду, что доходы, полученные от демонстрации видеопрограмм в специально отведенных для этих целей местах за плату, подлежат обложению по ставке 70% как видеопоказ. Налог на землю В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" к учреждениям туризма отнесены туристские гостиницы, туристские базы, мотели, кемпинги и др., которые в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" не подлежат обложению земляным налогом (см. "Разъяснения Госналогслужбы России № ВГ-6-02/69 и Минфина России № 2 СГ от 08.02.93 "По отдельным вопросам платы за землю"). Налог на добавленную стоимость при финансировании затрат на проживание в гостиницах беженцев В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений (минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"), предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий. Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников. (Основание: письмо Минфина России от 24.06.96 № 04-03-09) Необходимо также отметить следующее. Пунктом 8 ст. 2 Закона г.Москвы от 18.06.97 № 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" (с изменениями и дополнениями) установлено, что сумма налога на прибыль по гостиницам (согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы) уменьшается на величину средств, фактически направленных в Централизованный фонд Департамента внешних связей Правителсьства Москвы на покрытие затрат, связанных с проживанием беженцев в гостиницах города. Положение о порядке расходования указанного Фонда утверждается Правительством Москвы. Отчет о его использовании ежегодно представляется Правительству Москвы. Перечень гостиниц, имеющих право на данную льготу, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11.11.97 № 785 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Москвы от 25.01.96 № 61". В случае включения в имеющийся перечень других гостиниц он должен быть дополнен соответствующим постановлением Правительства Москвы. (Основание: письмо ГНИ по г. Москве от 13.04.99 № 11-13/10232 "О порядке применения Закона города Москвы от 18.06.97 № 19 "О ставках и льготах по налогу на прибыль"). Налог на имущество гостиниц К имуществу гостиниц относятся: спальные корпуса (с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, мебель, холодильники и т.п.), спортивные сооружения, медицинские пункты, библиотеки, котельные, прачечные, склады, гаражи для спецмашин, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты коммунального хозяйства, газо-, тепло- и электроснабжения для нужд гостиниц, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП), другое оборудование, находящееся на балансе и предназначенное для ремонта и технического обслуживания гостиниц. К имуществу также относятся административные здания и помещения, рестораны, столовые, обменные пункты валют, автомобили и др. При определении налога на имущество гостиниц необходимо:

1. Определить, является ли гостиница самостоятельным юридическим лицом (или филиалом), т.е. налогоплательщиком 2. Определить перечень объектов имущества, находящегося на балансе гостиницы 3. Разделить объекты имущества на:

- облагаемое налогом на имущество - не облагаемое налогом на имущество.

При этом, если гостиница является самостоятельным юридическим лицом - налогоплательщиком, то отдельные объекты гостиницы не облагаются налогом на имущество. К таким объектам относятся :

- библиотеки - медицинские пункты - спортивные сооружения - спальные корпуса (с содержимым) - котельные - прачечные - склады - гаражи для спецмашин - объекты коммунального и бытового водоснабжения - объекты коммунального хозяйства, газо-, тепло- и электро-снабжения для нужд гостиниц - материалы, МБП - др. оборудование (его перечень необходимо согласовать с органами управления по месту нахождения налогоплательщика).

Облагается налогом на имущество следующее имущество гостиниц на правах юридического лица:

- административные здания - помещения ресторанов, баров, столовых - автомобили - другое имущество, которое согласно Классификатору отраслей народного хозяйства не относится к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.

Если гостиница не является самостоятельным юридическим лицом, а находится на балансе организации, то ее имущество не облагается налогом на имущество.

При сдаче имущества гостиницы в аренду следует руководствоваться тем, что для целей, не связанных с жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, стоимость этого имущества не льготируется. Это обусловлено тем, что оно используется арендаторами не по целевому назначению и подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке.

С целью правильного применения льгот по налогу на имущество необходимо вести раздельный учет льготируемого имущества.

Стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения, может быть разделена с учетом площади, занимаемой этими помещениями.

Из общей стоимости имущества стоимость коммуникаций и оборудования следует исключать пропорционально доли площади, занимаемой льготируемыми помещениями.

Если на практике возникают сложности, связанные с определением стоимости льготируемых объектов, то возможно использование данных Бюро технической инвентаризации и заключений независимых экспертов-оценщиков.

В тех случаях, когда налогоплательщик, имея право на данную льготу в прошедшем налоговом периоде, по тем или иным причинам его не использовал, он вправе в текущем налоговом периоде обратиться с просьбой о предоставлении льготы за прошедший налоговый период до утверждения годового бухгалтерского отчета.

Принятие решения о возможности предоставления налогоплательщику данной льготы после сдачи годового бухгалтерского отчета за прошедший налоговый период находится в компетенции органов государственной власти соовтетствующего субъекта Российской Федерации, поскольку налог на имущество организаций относится к системе региональных налогов.

Не следует также забывать, что перерасчет налога на имущество организаций в сторону его уменьшения влечет за собой увеличение налога на прибыль, по которому также должен быть произведен перерасчет.

В российском бухгалтерском учете при реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6-го марта 1998 г. № 283, введен документ, регулирующий вопросы бухгалтерского учета в малом бизнесе - "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приложение 1 к приказу Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64 н).

Названный документ рекомендуется для всех субъектов малого предпринимательства независимо от вида (сферы, направления) деятельности, т.е. рекомендуется также для бухгалтерского учета в малых предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса.

В этих рекомендациях наряду с общими положениями отражены вопросы организации бухгалтерского учета в малом бизнесе (план счетов, бухгалтерские проводки, финансовые результаты), особенности бухучета при кассовом методе учета доходов и расходов, при простой форме бухучета, при форме бухучета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (приведены типовые формы), приведены требования к бухгалтерской отчетности малого предприятия.

Текст указанных Рекомендаций полностью приведен в приложении 1 книги. Кроме того, имеется достаточно много публикаций и баз данных по бухгалтерскому учету, отчетности, финансовому анализу для малых предприятий.

В приложение 4 приведён также план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий ( введенный с 1 января 2001 г.).