Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства 1.Общие положения
1. Настоящие Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (в дальнейшем - Типовые рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно -правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций) (в дальнейшем - малые предприятия). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. 2. Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий, а также настоящими Типовыми рекомендациями. 3. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий. Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру -специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
4. Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
5. Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации. Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций. К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). 6. Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета. Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
- единой журнально - ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960г. N63; - журнально - ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176. При применении указанных писем необходимо учитывать письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях", а также соответствующие отраслевые указания, разработанные министерствами и ведомствами для предприятий соответствующих отраслей (строительство, торговля, снабжение и др.); - упрощенной формы бухгалтерского учета согласно настоящим Типовым рекомендациям.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства. При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи; взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета; сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов; накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
2. Организация бухгалтерского учета 7. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Например, операция по покупке материалов, взаимоувязывает показатели, отражаемые на счете учета купленных ценностей (дебет счета 10 "Материалы") и счетах учета расчетов или денежных средств, уплаченных поставщику (кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчетный счет" и др.), начисление суммы по оплате труда взаимоувязывают показатели, отражаемые на счетах учета затрат на производство продукции (работ, услуг) (дебет счета 20 "Основное производство" и др.), и счетах учета расчетов по оплате труда работников предприятия (кредит счета 70 "Расчеты по оплате труда") и т.д. 8. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета. Малые предприятия могут использовать в качестве рекомендации следующий рабочий План счетов бухгалтерского учета.
Раздел | Нименование счёта | Номер счёта | Виды деятельности, где преимущественно применяется счёт |
Основные средства и внеоборотные активы | Основные средства | 01 | Все виды деятельности |
| Износ основных средств | 02 | То же |
| Капитальные вложения | 08 | -"- |
Производственные запасы | Материалы | 10 | -"- |
| Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям | 19 | -"- |
Затраты на производство | Основное производство | 20 | -"- |
Готовая продукция, товары и реализация | Товары | 41 | -"- |
| Реализация | 46 | -"- |
Денежные средства | Касса | 50 | -"- |
| Расчётный счёт | 51 | -"- |
| Валютный счёт | 52 | -"- |
| Специальные счета в банках | 55 | -"- |
| Финансовые вложения | 58 | -"- |
Расчёты | Расчёты с поставщиками и подрядчиками | 60 | -"- |
| Расчёты с бюджетом | 68 | -"- |
| Расчёты по страхованию | 69 | -"- |
| Расчёты по оплате труда | 70 | -"- |
| Расчёты с разными дебиторами и кредиторами | 76 | -"- |
Финансовые результаты и использование прибыли | Прибыли и убытки | 80 | -"- |
Капиталл и резервы | Уставной капитал | 85 | -"- |
| Добавочный капиталл | 87 | -"- |
| Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток) | 88 | -"- |
Кредиты банков и финансирование | Кредиты и другие заёмные средства | 90 | -"- |
3. Порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета 9. Малое предприятие, применяя рабочий план счетов, организует учет хозяйственных операций, отдельных видов имущества и обязательств на установленных в нем счетах бухгалтерского учета согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56 (в дальнейшем -типовой План счетов бухгалтерского учета), с учетом рекомендаций, приведенных в настоящем разделе. 10. Учет основных средств ведется на счете 01 "Основные средства". Амортизация основных средств учитывается на счете 02 "Износ основных средств". Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном порядке и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств. Наряду с этим при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50 процентов первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет. Применение способа начисления амортизации по объекту основных средств производится в течение всего его срока полезного использования. При этом следует иметь в виду, что изменение месячных сумм амортизации, начисляемых ежемесячно исходя из годовой суммы, в результате движения (поступление, выбытие) основных средств производится в следующем месяце после месяца принятия объекта к бухгалтерскому учету или снятия с него. При выбытии основных средств (списании, продаже и т.п.) их стоимость списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 02 "Износ основных средств", при этом недоамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются в дебет счета 80 "Прибыли и убытки". В случае продажи объекта основных средств выручка от реализации относится на кредит счета 80 "Прибыли и убытки". На счете 01 "Основные средства" обособленно рекомендуется учитывать приобретенные нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 "Износ основных средств". 11. При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 "Капитальные вложения" с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или кредита счетов учета денежных средств (51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.), или кредита счета 90 "Кредиты и другие заемные средства" в случае, когда средства предоставленного кредита направляются кредитной организацией на оплату счетов поставщиков и подрядчиков. Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08 "Капитальные вложения", в размере расходов на их приобретение или создание списываются со счета 08 "Капитальные вложения" в дебет счета 01 "Основные средства". 12. Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материалов", учитываются на счете 10 "Материалы". В этом случае малое предприятие учитывает малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) как материалы и списывает их стоимость на затраты по производству продукции (работ, услуг) в полном размере на дату их передачи в эксплуатацию. Учет материалов малому предприятию рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которой каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости (с учетом остатка на начало учетного периода) на их количество. В целях обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на малом предприятии должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением. В случае возврата МБП из эксплуатации на склад и оприходования по остаточной стоимости (цене возможного использования) делается запись по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 20 "Основное производство". Налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" применительно к порядку, установленному для учета материалов. При этом отдельно ведется учет движения НДС по материалам и основным средствам (нематериальным активам). 13. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 30 "Некапитальные работы", 44 "Издержки обращения", учитываются на счете 20 "Основное производство". Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется малым предприятием в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и др.) по объектам учета, которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т.п. В случае наличия условно - постоянных расходов малое предприятие общехозяйственные (накладные) расходы списывает ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг). Затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств, в случае их проведения собственными силами, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим видам затрат (материалы, оплата труда и др.), а в случае проведения работ подрядным способом - включаются в состав общехозяйственных (накладных) расходов. 14. Учет готовой продукции и товаров, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета соответственно на счетах 40 "Готовая продукция", 41 "Товары", ведется на счете 41 "Товары". Товары, приобретаемые малым предприятием для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости. 15. Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям, учитываемым согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 45 "Товары отгруженные", 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов", осуществляются на счете 46 "Реализация". 16. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 61 "Расчеты по авансам выданным", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 63 "Расчеты по претензиям", 64 "Расчеты по авансам полученным", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 77 "Расчеты с государственным и муниципальным органом", 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты" рекомендуется вести на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской. 17. Малое предприятие, имеющее финансовые вложения, использует для их учета счет 58 "Финансовые вложения". При этом в аналитическом учете отдельно учитываются вложения, имеющие долгосрочный (свыше одного года) и краткосрочный (до одного года включительно) характер. 18. Финансовые результаты и их использование, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 80 "Прибыли и убытки", 81 "Использование прибыли", могут учитываться непосредственно на счете 80 "Прибыли и убытки" (для чего на счете 80 открывается субсчет "Использование прибыли"). При учете операций по определению прибыли и ее использованию следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре бухгалтерского учета развернуто: по кредиту счета показываются нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета - ее использование. По завершении года на дату составления бухгалтерской отчетности на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли, полученная сумма перечисляется на счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и в бухгалтерской отчетности отражается нераспределенная сумма прибыли отчетного года или непокрытый убыток отчетного года. 19. Учет ссуд банка, заемных и целевых средств, отражаемых в соответствии с типовым Планом счетов бухгалтерского учета на счетах 90 "Краткосрочные кредиты банков", 92 "Долгосрочные кредиты банков", 95 "Долгосрочные займы" и 96 "Целевые финансирование и поступления", ведется малым предприятием на счете 90 "Кредиты и другие заемные средства" по их видам и срокам получения. Погашение кредитов кредитных организаций отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 90 "Кредиты и другие заемные средства" и кредиту счетов учета денежных средств (51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.).
4. Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета доходов и расходов 20. При принятии решения малым предприятием при учете доходов и расходов не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовании кассового метода учета следует учитывать следующее. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. При использовании малым предприятием кассового метода учета доходов и расходов по дебету счета 41 "Товары" обособленно отражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг). При поступлении денежных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация", а в случае выполнения обязательств иным способом (договор мены, зачет взаимной задолженности и т.п.) - дебетуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 46 "Реализация". 21. Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:
простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия); форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
4.1. Простая форма бухгалтерского учета 22. Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Книга) по форме N К-1 (приложение 1 к настоящим Типовым рекомендациям). Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме N В-8 (приложение 10 к настоящим Типовым рекомендациям). Книга (форма N К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия. Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе 3 "Содержание операций" записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе "Сумма", отражаются методом двойной записи одновременно по графам "Дебет" и "Кредит" счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения. В течение месяца на счете 20 "Основное производство" в графе "Затраты на производство - дебет" собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 46 "Реализация", с отражением соответственно в графах Книги "Затраты на производство - кредит" и "Реализация -дебет", при этом в графе 3 Книги "Содержание операции" делается запись - "Списаны затраты на производство реализованной продукции". Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе "Реализация - кредит", и оборотом по графе "Реализация - дебет". Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:
в графе 3 делается запись "Финансовый результат за месяц"; в графах "Сумма", "Реализация - дебет" (если получена прибыль) и "Прибыль и ее использование -кредит" или "Реализация - кредит" (если получен убыток) и "Прибыль и ее использование - дебет" показывается сумма финансового результата за месяц.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4. После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
4.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия 23. Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к настоящим Типовым рекомендациям:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма N В-1 (приложение 2); Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма N В-2 (приложение 3); Ведомость учета затрат на производство - форма N В-3 (приложение 4); Ведомость учета денежных средств и фондов - форма N В-4 (приложение 5); Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-5 (приложение 6); Ведомость учета реализации - форма N В-6 (оплата) (приложение 7); Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма N В-6 (отгрузка) (приложение 8); Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма N В-7 (приложение 9); Ведомость учета оплаты труда - форма N В-8 (приложение 10); Ведомость (шахматная) - форма N В-9 (приложение 11).
24. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение месячных итогов финансово -хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость:
Номер бухгалтерского счёта | Сальдо на 1-е ___________ | Сальдо на 2-е ___________ | Сальдо на 3-е ___________ | ||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия. Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи. Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной). Ошибки в ведомостях исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписывания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивают тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать неправильную запись. Всякое исправление ошибки в соответствующей ведомости должно быть оговорено надписью "Исправлено" с указанием даты и подтверждено подписью лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (В-1) 25. Ведомость по форме N В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия и движения основных средств (счет 01 "Основные средства"), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 "Износ основных средств"). Данные по основным средствам записываются в ведомости позиционным способом по каждому объекту отдельно. Ежемесячно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы их оборотов и выводится остаток основных средств на 1-е число следующего за отчетным месяца. Перемещение основных средств внутри малого предприятия в ведомости не отражается. Для контроля за суммами начисленной амортизации ускоренным методом и с начала эксплуатации основных средств по всем основным средствам в ведомости предусмотрены соответствующие графы учета амортизации с нарастающим итогом. Данные ведомости о суммах начисленных амортизационных отчислений используются для отражения операций по их движению в ведомостях по формам N В-3 и В-4. При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет с использованием первичной формы N ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств". На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (ОС-8) ведется сводный учет движения основных средств по счету 01 "Основные средства" в ведомости по форме N В-1. Начисление амортизационных отчислений производится в этом случае в разработочной таблице N 6 или N 7 журнально - ордерной формы счетоводства.
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (В-2) 26. Ведомость по форме N В-2 предназначена для аналитического и синтетического учета производственных запасов, готовой продукции и товаров, отражаемых на счетах 10 "Материалы" и 41 "Товары", а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ценностям (счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"). Ведомость открывается на месяц и ведется материально - ответственными лицами (или в бухгалтерии) раздельно по производственным запасам и товарам в разрезе всех видов ценностей независимо оттого, имелось или нет движение за отчетный месяц тех или иных ценностей. Стоимость ценностей определяется и отражается в ведомости исходя из затрат по цене приобретения, транспортных расходов, надбавок, указанных в расчетных документах поставщиков. При наличии на предприятии двух и более материально - ответственных лиц, которыми ведется учет ценностей с применением ведомостей по форме N В-2, в бухгалтерии на основе указанных ведомостей составляется ведомость по форме N В-2 для сводного учета наличия и движения ценностей за месяц в целом по малому предприятию. Данные об отпуске материалов и товаров в производство и продажу записываются из ведомости по форме N В-2 (или сводной) соответственно в ведомости по формам N В-3 "Учет затрат на производство" или N В-6 "Учет реализации". Обособленно от товарно - материальных ценностей в ведомости отражаются отдельной строкой НДС, уплаченный (причитающийся к уплате) и относимый в дальнейшем на уменьшение платежей в бюджет.
Ведомость учета затрат на производство (В-3) 27. Ведомость по форме N В-3 применяется для аналитического и синтетического учета затрат по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и затрат по капитальным вложениям, учитываемых соответственно на счетах 20 "Основное производство" и 08 "Капитальные вложения" (для учета капитальных вложений открывается отдельная ведомость по форме N В-3). Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) организуется по производствам в разрезе выпускаемой продукции (работ, услуг). Затраты по дебету счета 20 "Основное производство" собираются с кредита разных счетов на основании данных, содержащихся в других ведомостях (В-2, В-4, В-5 и др.), и непосредственно из отдельных первичных документов. В одной ведомости можно вести раздельный учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по их видам и на управление производством (накладные расходы). По окончании месяца и подсчета всех затрат (по графе 11) итоговая сумма затрат на управление может быть распределена по видам произведенной продукции или полностью списана на затраты реализованной продукции, работ и услуг. В первом случае делаются записи в графе 11-сторно по строке "Всего затрат на управление (накладные расходы)" и черным по строкам (объектам) учета затрат произведенной продукции (работ, услуг). При списании затрат на реализованную продукцию (работы, услуги) они относятся в дебет счета 46 "Реализация" с отражением в графе 16 "Реализовано". По определении затрат на законченную производством продукцию (работы, услуги) выявляется фактическая их себестоимость, которая списывается с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет соответствующих счетов по направлениям использования продукции (работ, услуг) - на склад (счет 41 "Товары"), реализацию (счет 46 "Реализация") и другие. Затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство. Остатки незавершенного производства на начало месяца показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости по форме N В-3 за прошлый месяц, а остаток на конец месяца определяется по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.
Ведомости учета денежных средств и фондов (В-4) и учета расчетов и прочих операций (В-5) 28. Ведомость по форме N В-4 применяется малым предприятием для учета денежных средств и фондов, учет которых ведется на следующих бухгалтерских счетах: 02 "Износ основных средств", 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 80 "Прибыли и убытки", 85 "Уставный капитал" и 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Ведомость по форме N В-5 используется для учета операций на счетах бухгалтерского учета, подразделяющихся на субсчета и требующих учета нарастающим итогом остатков средств или задолженности по субсчетам и их видам: 55 "Прочие счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по страхованию", 90 "Кредиты и другие заемные средства". Прием и выдача денежных средств, оформление приходных и расходных документов, ведение кассовой книги, составление отчета о кассовых операциях осуществляются в общеустановленном порядке. Записи в ведомость по учету денежных средств операций по расчетному счету и другим счетам в банке производятся на основании выписок банка и приложенных к ним документов. Совершение и оформление операций по расчетному счету производится в порядке, установленном соответствующими нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами и прочими дебиторами и кредиторами ведутся позиционным способом с выведением на конец месяца развернутого сальдо по задолженности малому предприятию - дебету счета и задолженности малого предприятия - кредиту счета по каждому дебитору и кредитору на основании данных первичных документов. При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе "Основание" записывается его номер и наименование. Далее по этой же графе записываются виды задолженности, дебиторы и кредиторы (например: счет 68 "Расчеты с бюджетом", ниже - подоходный налог с работников; налог на прибыль и т.д.), а затем позиционным способом против каждого дебитора и кредитора - сальдо и движение средств по ним за месяц. По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца, следующего за отчетным. Записи операций по счету 80 "Прибыли и убытки" (учитывая, что операции по использованию прибыли также отражаются на данном счете) следует производить в следующем порядке: сальдо на начало отчетного месяца записывать развернуто, по кредиту счета - сумма прибыли, развернутая по видам, с начала года до отчетного месяца; по дебету - сумма использования прибыли, развернутая по направлениям, с начала года до отчетного месяца. В таком же порядке записываются операции текущего месяца по образованию финансового результата: по дебету - убытки от реализации и расходы от внереализационных операций, а по кредиту - прибыль от реализации и доходы от внереализационных операций. В конце месяца делается запись "Итого" и подсчитывается общий финансовый результат за месяц. После этого отражаются операции по их видам за месяц по использованию прибыли.
Ведомость учета реализации (В-6 оплата) и учета расчетов и прочих операций (В-6 отгрузка) 29. Малое предприятие в зависимости от применяемого порядка определения финансового результата для целей налогообложения использует для учета реализации (расчетов с покупателями) разные варианты ведомости по форме N В-6 - при определении результата:
при использовании метода начислений - по мере отгрузки (выполнения) покупателям (заказчикам) продукции (работ, услуг) и сдаче платежных документов в учреждение банка - форма N В-6 (отгрузка); при использовании кассового метода - по мере оплаты расчетных документов покупателем (заказчиком) и поступлением средств на расчетный счет - форма N В-6 (оплата).
При отгрузке или отпуске продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) записи в ведомостях производятся позиционным способом по каждому счету (покупателю, виду продукции). В графах "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца" отражается себестоимость отгруженной (отпущенной) продукции (работ, услуг) с кредита счетов учета производственных запасов или затрат на производство и ее стоимости по отпускной цене согласно счету, предъявленному покупателю (заказчику).
А. Ведомость по форме N В-6 (отгрузка) 30. Учет расчетов с покупателями (дебиторской задолженности) - счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и учет реализации продукции (работ, услуг) -счет 46 "Реализация" в ведомости по форме N В-6 (отгрузка) совмещены. Финансовый результат при использовании данной ведомости определяется как разница между данными граф "Направлено в продажу продукции (работ, услуг) отчетного месяца - по отпускным ценам и фактической себестоимости". Неоплаченная дебиторская задолженность числится в ведомости по отпускным ценам, а в ведомости (шахматной) по форме N В-9 учет расчетов ведется с использованием счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Б. Ведомость по форме N В-6 (оплата) 31. Финансовый результат на малом предприятии, использующем данную ведомость, определяется как разница между данными граф "Оплачено по отпускной цене" и "Оплачено по фактической себестоимости". В том случае, когда фактическая себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) подсчитывается не по каждому ее виду (счету), а в целом за месяц, она определяется как итог суммы фактической себестоимости остатка на начало месяца и отгруженных за текущий месяц за вычетом фактической себестоимости ценностей и услуг, не оплаченных на конец месяца. Фактическая себестоимость продукции (работ, услуг), не оплаченной на конец месяца, подсчитывается как произведение ее стоимости по отпускным ценам на процент, определенный как отношение суммы фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на начало месяца и отгруженной за месяц к их стоимости по отпускным ценам. По окончании месяца записи в ведомость (шахматную) по форме N В-9 производятся из данной ведомости только в части стоимости реализованной продукции (работ, услуг) из графы "Оплачено по отпускной цене" (кредит счета 46 "Реализация"). Выявленный финансовый результат в ведомости по форме N В-6 (оплата) в графе "Прибыль за месяц" используется для записи в ведомости по форме N В-4 операций по счету 80 "Прибыли и убытки". Дебетовое сальдо по счету 46 "Реализация" (графа ведомости "Остаток на конец месяца") показывает остаток отгруженной продукции (работ, услуг), не оплаченной покупателями и заказчиками на конец месяца.
Ведомость учета расчетов с поставщиками (В-7) 32. Ведомость по форме N В-7 применяется для учета расчетов с поставщиками, учитываемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Ведомость открывается путем перенесения остатков задолженности предприятия в разрезе счетов поставщиков из ведомости за прошлый месяц. В ведомость по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" позиционным способом записываются данные счетов поставщиков и подрядчиков за выполненные работы и услуги, а также за полученные материальные ценности. По дебету отражаются операции по оплате счетов поставщиков и подрядчиков (кредит счетов 51 "Расчетный счет", 55 "Специальные счета в банках" и другие).
Ведомость учета оплаты труда (В-8) 33. Ведомость по форме N В-8 предназначена для учета расчетов с работниками малого предприятия по оплате труда, учитываемых на счете 70 "Расчеты по оплате труда". В разделе ведомости "Кредит (начислено)" отражаются начисленные работникам малого предприятия (состоящим и не состоящим в штате) суммы по оплате труда (включая премии) за выполненную работу, исчисленные исходя из принятых на предприятии систем и форм оплаты труда, надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством. Оплата труда группируется в ведомости по категориям работников, объектам учета, видам производств. Одновременно производится расчет всех удержаний из начисленных сумм по оплате труда работников в разделе "Дебет (удержано)" в соответствии с действующим законодательством (подоходного налога, сумм выданных авансов, своевременно не возвращенных подотчетными лицами сумм, сумм по исполнительным листам в пользу различных организаций и других лиц) и определяется сумма, подлежащая выдаче на руки работникам. Ведомость является также платежным документом и предназначена для оформления выдачи заработной платы работникам малого предприятия. При наличии не выданных работникам малого предприятия сумм по оплате труда (по истечении 3 рабочих дней со дня, установленного для ее выплаты) в графе этой ведомости "Расписка в получении" делается запись: "Депонировано", и указанная сумма переносится по каждому работнику (записью позиционным способом) в ведомость следующего месяца в графу 4 "Остаток сумм на оплату труда на начало месяца". При наличии у предприятия работников (в т.ч. не состоящих в штате малого предприятия) в количестве более 10 человек рекомендуется вести учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам N Т-49 "Расчетно -платежная ведомость" и Т-51 "Расчетная ведомость". В этом случае свод операций по счету 70 "Расчеты по оплате труда" производится в ведомости по форме N В-8 на основании данных типовых ведомостей. В ведомости по форме N В-8 также определяются суммы отчислений на социальные нужды (органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования и др.) в установленном порядке от сумм оплаты труда работников. На основании данной ведомости обороты по кредиту счета 69 "Расчеты по страхованию" отражаются по графе "Кредит" ведомости N В-5 и по графе "Дебет" ведомости по форме N В-3 "Учет затрат на производство".
Ведомость (шахматная) N В-9 34. Учет хозяйственных операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме N В-9. Ведомость по форме N В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. Ведомость открывается на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности. В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке их возрастания, а по горизонтали - в порядке возрастающих номеров ведомостей. Ведомость по форме N В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф "Корреспондирующий счет") с разноской их в дебет соответствующих счетов. По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости. Выявленные суммы по дебету каждого счета суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому применяемому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитывается сальдо по каждому счету по состоянию на первое число следующего за отчетным месяца.
5. Бухгалтерская отчетность малого предприятия 35. Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98). 36. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:
а) Бухгалтерский баланс - форма N 1; б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2; в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- Отчет о движении капитала - форма N 3; - Отчет о движении денежных средств - форма N 4; - Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5; - пояснительная записка;
г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.
В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности. В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1335 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке". 37. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте. 38. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. 39. В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям. В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается. Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели. При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса. 40. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
- В.В. Бородина ресторанно-гостиничный бизнес Содержание
- Глава 1. Экономические основы и государственное регулирование малого бизнеса
- Глава 2. Рыночная концепция малого гостиничного бизнеса
- Глава 3. Рыночная концепция малого ресторанного бизнеса
- Глава 4. Роль и значение рекламы в малом ресторанно-гостиничном бизнесе
- Глава 5. Отчетность малых предприятий
- Введение
- Глава 1. Экономические основы и государственное регулирование малого бизнеса
- 1.1. Экономические основы и критерии создания малых предприятий
- 1.2. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса
- Глава 2 Рыночная концепция малого гостиничного бизнеса
- 2.1. Общие элементы концепции
- 2.2. Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий
- 2.3.2.1. Учет реализации гостиничных услуг
- 2.3.2.2. Учет основных средств. Амортизация
- 2.3.2.3. Аренда имущества гостиниц
- 2.3.2.4. Отдельные вопросы налогообложения гостиниц
- 2.4. Состояние и перспективы рынка гостинично - туристских услуг для малого бизнеса
- 2.4.2. Состояние и перспективы рынка гостиничных услуг Москвы
- 3.1. Общие понятия ресторанного бизнеса
- 3.2. Бизнес-план - основа ресторанного бизнеса
- 3.3. Бухгалтерский учет и отдельные вопросы налогообложения в ресторанах
- 3.4. Ценообразование и контроль в ресторанном бизнесе
- 3.5. Состояние и перспективы малого ресторанного бизнеса
- Глава 4 Роль и значение рекламы в малом ресторанно-гостиничном бизнесе 4.1. Реклама и ее виды
- 4.2. Программа рекламной деятельности - основа маркетинга и менеджмента малого бизнеса
- Глава 5 Отчетность малых предприятий
- Приложение 1
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства 1.Общие положения
- Приложение 2 Перечень основных законодательных и нормативных документов