logo
Бородина Ресторанный бизнес

Глава 4 Роль и значение рекламы в малом ресторанно-гостиничном бизнесе 4.1. Реклама и ее виды

Реклама - это убеждающее средство информации о товаре или фирме (предприятии), коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности фирмы, готовящие активного и потенциального покупателя к покупке. Поэтому при разработке и осуществлении плана рекламной компании необходимо прежде всего согласовать ее цели и принципы с общим маркетинговым планом.

Осуществлять полное управление процессом воздействия на потребителя со стороны предприятий невозможно. Однако потребителям необходимо предоставить информацию с тем, чтобы убедить их в преимуществах предприятий, рассеять недоверие, сформировать и активизировать их спрос и создать психологическую готовность к потреблению товара.

Престижная или фирменная реклама представляет собой рекламу достоинств предприятия, выгодно отличающих его от конкурентов. Цель такой рекламы - создание среди общественности и прежде всего в кругу активных и потенциальных покупателей привлекательность имиджа, выигрышного образа предприятия, который вызвал бы доверие к самой фирме и всей выпускаемой ею продукции. Престижная реклама подчеркивает заботу предприятия о потребителе, окружающей среде, повышении благополучия населения, выпуске новых, высококачественных товаров. Она преследует задачу формирования у потребителей и покупателей (как активных, так и потенциальных) мнения как о надежном партнере, солидном, высокопрофессиональном предприятии, стремится создать благоприятный образ и, тем самым, содействовать активному сбыту всех производимых товаров как в настоящее время, так и будущем.

Престижная реклама формирует благоприятное общественное мнение о предприятии, сопряжена с проведением им семинаров, юбилейных мероприятий, спонсорством, презентацией, работой с прессой. Престижная реклама призвана сокращать время на убеждение покупателя к принятию решения о покупке. Такая реклама охватывает более широкую аудиторию: она не навязывает готовых решений и мнений, предоставляя покупателю право самостоятельно выбирать.

В практике деятельности некоторых предприятий используется превентивная реклама, когда на рекламу расходуется больше средств, чем это оптимально обусловлено. Такая реклама проводится, как правило, с целью подорвать позиции конкурентов, которые не в состоянии тратить такие большие суммы на рекламные цели.

Основное место занимает прямая реклама. Это прежде всего индивидуальная рекламная работа: распространение рекламной литературы непосредственно потенциальным покупателям, предусматривающее личное общение с аудиторией или отдельными лицами. Кроме личного общения, прямая реклама предусматривает распространение рекламных материалов по почте по специально отобранному списку потенциальных покупателей. Предприятия активно используют безличные средства массовой рекламы:

-рекламу в прессе - помещение рекламных объявлений в газетах и журналах общего назначения, специальных, отраслевых журналах

-печатную рекламу - проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, листовки, открытки

-экранную рекламу - кино, телевидение

-радиорекламу - реклама, передаваемая по радиовещанию

-наружную рекламу - крупногабаритные плакаты, мультипликационные плакаты

-рекламу на транспорте - рекламные надписи на наружных поверхностях транспортных средств, печатные объявления в салонах транспортных средств.

К рекламе можно отнести сувениры - бесплатно раздаваемые недорогие подарки с нанесенным на них товарным знаком и наименованием предприятия. Сувениры должны быть привлекательными, при использовании постоянно находиться перед глазами или под руками у того, кому их подарили.

Важное значение для предприятия имеет участие в выставках и ярмарках товаров. Выставки и ярмарки позволяют потребителям увидеть товар в натуре, получить ответы на интересующие вопросы относительно его потребительских свойств, ознакомиться с рекламными проспектами и другой рекламной литературой, составить представление о солидности данного предприятия.

Для наиболее полного самовыражения предприятию необходим фирменный стиль - особый, присущий только данному предприятию, изобразительный, текстовой и звуковой образ его товаров в представлении покупателя. Фирменный стиль разрабатывается последовательно и включает товарный знак или товарную марку, зарегистрированное в юридическом порядке графическое обозначение фирмы и ее товаров для отличия продуктов данного предприятия от изделий других предприятий. Товарный знак отличается простотой, индивидуальностью, привлекательностью. Задача фирменного стиля - сделать предприятие узнаваемым, повысить конкурентные преимущества, пропагандирующий и рекламный эффект. Цель фирменного стиля - закрепить в сознании покупателей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить продукцию предприятия и само предприятие особой узнаваемостью.