Глава 5 Отчетность малых предприятий
Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:
-Федеральным Законом № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете"
-Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской .Федерации (утв. приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.98)
-Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99" (новая редакция введена Приказом Минфина России от 6.07.99 № 43 н)
-Приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
-Приказом Минфина России от 28.06.2000 г.№ 60 н "О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций".
Документы, регулирующие отдельные вопросы бухгалтерской отчетности:
-ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" (утв. приказом МФ России от 25.11.98 № 56 н)
-ПБУ 8/98 "Условные факты хозяйственной деятельности" (утв. приказом МФ России от 25.11. 98 № 57 н)
-ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом МФ России от 6.05.99 № 32 н)
-ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом МФ России от 6.05.99 № 33 н)
-ПБУ 11/2000 "Информация по аффимированным лицам" (утв. приказом МФ России от 13.01.2000 № 5 н)
-ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (утв. приказом МФ России от 27.01.2000 № 11 н).
При формировании отчетности за 2000 г. для всех коммерческих организаций независимо от дифференциации (малые, средние) и вида деятельности важным фактором является совершенно новый подход - отсутствие типовых форм. Такой подход уже близок к основному требованию организации бухгалтерского учета в целом - рациональности. Вместе с тем, независимо от набора и количества отчетных форм должны быть соблюдены принципы достоверности и полноты, нейтральности, целостности, последовательности, существенности.
Вариантами бухгалтерской отчетности в зависимости от объемов деятельности организации являются:
- упрощенный
- стандартный
- множественный.
(см. подробно Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н " О формах бухгалтерской отчетности организаций")
Несмотря на общие подходы к бухгалтерской отчетности в целом для большинства организаций, для малых предприятий были и остаются особенности. Рассмотрим их.
1. Распоряжением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. № 1389-р с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 1150-р, предусмотрено "... поручить Госкомстату России устанавливать предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности, а Минфину России - бухгалтерской отчетности"(Выдержка из документа перепечатана их Журнала "Закон", № 3, март 1998)
2. В соответствии с письмом Минфина РФ от 1 февраля 1993 г. "Учет на малых предприятиях" в разделе III "Бухгалтерская отчетность малого предприятия" этого документа конкретно не указаны формы отчетности, а указано " К годовой бухгалтерской отчетности малые предприятия прилагают пояснительную записку, в которой излагаются учетная политика (нормы и правила по оценке и учету отдельных видов имущества и затрат), основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты его деятельности и финансовое состояние. Малые предприятия, созданные на основе привлечения средств частных лиц (пайщиков), вкладов других предприятий и физических лиц, до закрытия оборотов за декабрь, если это не предусмотрено учредительными (или иными) документами, готовят и представляют на утверждение в указанные адреса (или в форме доклада руководителя предприятия на собрании вкладчиков) доклад о финансовой деятельности предприятия в отчетном году".(Выдержка из документа перепечатана их Журнала "Закон", № 3, март 1998)
3. В "Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" (утв. приказом МФ РФ от 22 декабря 1995 г. № 131) в разделе 3 "Бухгалтерская отчетность малого предприятия" имеются два коротких пункта касательно отчетности в следующем изложении:
" п. 3.1. Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (номера и даты документа не указаны прим. автора)
п. 3.2. Малое предприятие вправе представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетности. При этом в состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 "Бухгалтерский баланс" и № 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании". (Известно, что форма № 2 свое название уже поменяла (прим. автора). Не представляется в составе бухгалтерского отчета пояснительная записка(Выдержка из документа перепечатана их Журнала "Закон", № 3, март 1998)
4. Требования к отчетности малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны соответствовать Федеральному закону № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", а также приказу Минфина России от 15 марта 1996 г. № 27 "О мероприятиях по реализации Федерального Закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и приказу ГНС РФ от 24 января 1996 г. № ВГ-3-02/5 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства".
Так, в соответствии с Федеральным Законом № 222-ФЗ от 8 декабря 1995 г. (см. пункт 4 статьи 1) "Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме... Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации"(Перепечатано в изложении Федерального Закона № 222-ФЗ от 8 декабря 1995 г.).
При решении о переходе организации или индивидуального предпринимателя на эту систему, основным официальным документом является патент, выдаваемый налоговым органом сроком на один календарный год. На его основе приобретается самой организацией "Книга учета доходов и расходов", которая затем регистрируется в этом же территориальном налоговом органе.
На патент и "Книгу учета доходов и расходов" распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
Таким образом, те, кто применяет указанную систему, по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период представляют в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом:
- расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента
- выписку из "Книги доходов и расходов" (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода)с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
Кроме указанных документов также представляются:
- патент
- Книга учета доходов и расходов
-Кассовая книга
- платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
5. В соответствии с приказами Минфина России от 13.01.2000 № 4 н и от 28.06. 2000 № 60 н для субъектов малого предпринимательства (МП) рекомендуется:
а) Для субъектов МП, не применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанных проводить независимую аудиторскую проверку:
- не представлять дополнительные расшифровки и пояснения по группам статей бухгалтерского баланса (форма №1) и статьям "Отчета о прибылях и убытках "(форма №2).
б) Для субъектов МП, не применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанных проводить независимую аудиторскую проверку:
- не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности "Отчет об изменениях капитала" (форма № 3), "Отчет о движении денежных средств" (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные.
Для малых предприятий также, как и для прочих, при представлении отчетности за текущий отчетный период должны быть приведены данные по каждому числовому показателю минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При этом подразумевается сопоставимость показателей, а при несопоставимости - их корректировка с соответствующими пояснениями.
В соответствии с п. 12 Методических рекомендаций от 26.06.2000 № 60 н " ... бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности".
Как и прежними нормативными и рекомендательными документами, в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.
Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (формы № 1), данных отчета о прибылях и убытках (формы № 2), отчета об изменениях капитала (формы № 3), отчета о движении денежных средств (формы № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5) и пояснительной записки одинаков для всех организаций и подробно рассмотрен в Методических рекомендациях от 26.06,2000 №60н.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год в адреса и сроки в соответствии с указанными документами.
День представления малыми предприятиями бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Таким образом, стратегия программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 № 283, поэтапно реализуется. Это нашло отражение в последних документах Минфина России и касается кроме прочих и малых предприятий.
- В.В. Бородина ресторанно-гостиничный бизнес Содержание
- Глава 1. Экономические основы и государственное регулирование малого бизнеса
- Глава 2. Рыночная концепция малого гостиничного бизнеса
- Глава 3. Рыночная концепция малого ресторанного бизнеса
- Глава 4. Роль и значение рекламы в малом ресторанно-гостиничном бизнесе
- Глава 5. Отчетность малых предприятий
- Введение
- Глава 1. Экономические основы и государственное регулирование малого бизнеса
- 1.1. Экономические основы и критерии создания малых предприятий
- 1.2. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса
- Глава 2 Рыночная концепция малого гостиничного бизнеса
- 2.1. Общие элементы концепции
- 2.2. Особенности гостиничного маркетинга для малых предприятий
- 2.3.2.1. Учет реализации гостиничных услуг
- 2.3.2.2. Учет основных средств. Амортизация
- 2.3.2.3. Аренда имущества гостиниц
- 2.3.2.4. Отдельные вопросы налогообложения гостиниц
- 2.4. Состояние и перспективы рынка гостинично - туристских услуг для малого бизнеса
- 2.4.2. Состояние и перспективы рынка гостиничных услуг Москвы
- 3.1. Общие понятия ресторанного бизнеса
- 3.2. Бизнес-план - основа ресторанного бизнеса
- 3.3. Бухгалтерский учет и отдельные вопросы налогообложения в ресторанах
- 3.4. Ценообразование и контроль в ресторанном бизнесе
- 3.5. Состояние и перспективы малого ресторанного бизнеса
- Глава 4 Роль и значение рекламы в малом ресторанно-гостиничном бизнесе 4.1. Реклама и ее виды
- 4.2. Программа рекламной деятельности - основа маркетинга и менеджмента малого бизнеса
- Глава 5 Отчетность малых предприятий
- Приложение 1
- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства 1.Общие положения
- Приложение 2 Перечень основных законодательных и нормативных документов