logo search
Курс лекций БфУ

3. Учет расходов на продажу

Расходы на продажу представляют собой затраты по отгрузке и продажи продукции, которые включают в себя:

- стоимость тары, приобретаемой на стороне;

- расходы на доставку продукции до пункта, обусловленного договором, ее погрузку в транспортные средства, оплату услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор и др.;

- комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям (по договору);

- затраты на рекламу;

- прочие расходы по сбыту.

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции между товаропроизводителями предприятия используют различные методы для привлечения как можно большего числа покупателей. К примеру, при покупке крупногабаритных вещей (бытовой техники, мебели и т.д.) покупателю предлагаются дополнительные услуги по их доставке, сборке, подключению. Однако при отражении таких операций в бухгалтерском учете допускается много ошибок. Рассмотрим одну из них.

Предприятие занимается производством мебели, а также имеет собственный транспорт для доставки ее покупателям.

В 1-м квартале предприятие реализовало покупателю комплект мебели для офиса по цене 28000 руб., в том числе НДС – 4 668 руб. Себестоимость мебели 15000 руб. По договору купли-продажи было предусмотрено, что вывоз мебели со склада продавца производится покупателем самостоятельно, но покупатель попросил доставить мебель по указанному адресу. Расходы по доставке мебели составили 3000 руб. Покупатель возместил их предприятию сверх стоимости мебели.

В бухгалтерском учете продавца данная операция была отражена следующим образом:

Д-т 62 К-т 90 28000 руб. – отражена выручка от реализации мебели покупателю;

Д- т 90 К-т 43 15000 руб. – списана себестоимость мебели;

Д-т 90 К-т 68, субсчет «Расчеты по НДС» 4668 руб. – начислен НДС от объема продажи;

Д-т 44 К-т 10, 70, 69, 02 и др. 3 000 руб. – отражены расходы по доставке мебели покупателю;

Д-т 62 К-т 44 3000 руб. – отражена задолженность покупателя за доставку ему мебели;

Д-т 51,50 К-т 62 31000 руб. (28000 +3000) - покупатель произвел оплату стоимости мебели с учетом расходов по доставке.

Предприятие-продавец не включило оплату за доставку мебели в общую сумму выручки от реализации. Отметим, что в данном случае отношения между продавцом и покупателем при реализации мебели осуществляются в рамках двух договоров: договора купли-продажи и договора поставки, т.е. предприятие осуществляет два вида деятельности: производство мебели и оказание услуг по перевозке грузов. Поэтому оплата услуг по доставке мебели на транспорте продавца должна отражаться на счете 90 «Продажи» как выручка, полученная от оказания услуг по перевозке мебели.

Обнаружив ошибку во 2-м квартале, т.е. в следующем отчетном периоде, предприятие-продавец сделает следующие записи на счетах:

Д-т 62 К-т 44 3000 руб. – сторнирована сумма оплаты за доставку мебели покупателю;

Д-т 62 К-т 90 3000 руб. – оплата за доставку мебели включена в выручку;

Д-т 90 К-т 44 3000 руб. – расходы по доставке мебели списаны на продажу.

Наиболее эффективным средством продвижения товаров (работ, услуг) на рынке сбыта служит реклама. У бухгалтеров предприятий-рекламодателей возникает немало вопросов, связанных с учетом и налогообложением расходов. Это вызвано тем, что расходы на рекламу являются нормируемыми.

При этом на себестоимость относятся только те расходы, которые имеют документальное подтверждение, в пределах сумм, указанных в соответствующих документах. Расходы, не подтвержденные документально, подлежат списанию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Пример. Предприятие заключило договор с рекламным агентством на оказание услуг по размещению рекламы в периодическом печатном издании, которое выходит один раз в месяц. Согласно договору рекламное сообщение размещается в трех номерах печатного издания.

Услуги оказываются на условиях полной оплаты. Стоимость размещения одного рекламного сообщения 12000 руб., включая НДС 2000 руб. Таким образом, сумма предоплаты по договору составляет 36000 руб., включая НДС 6000 руб. В первый месяц исполнения договора в учете рекламодателя будут сделаны следующие проводки:

Д-т 60 К-т 51 36000 руб. – перечислена оплата за оказание рекламных услуг по договору;

Д-т 76 К-т 60 12000руб. - зачтен аванс, уплаченный рекламному агентству, в момент получения документов, подтверждающих факт размещения рекламы (акт приемки-сдачи работ, экземпляр печатного издания с опубликованным рекламным сообщением);

Д-т 44 К-т 76 10000 руб. – отражены расходы на рекламу;

Д-т 19 К-т 76 2000 руб. - учтен НДС по оказанным и оплаченным рекламным услугам, указанный в счете-фактуре рекламного агентства;

Д-т 90 К-т 44 10000 руб. - списаны затраты на рекламу.

Таким образом, по итогам отчетного месяца в учете рекламодателя на счете 60 будет числиться дебетовый остаток в сумме 24000 руб., отражающий стоимость оплаченных, но фактически не оказанных услуг. А на счете 44 будут отражены рекламные расходы только после фактического размещения рекламы. Аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов оборотами по дебету и кредиту, как за отчетный месяц, так и с начала года, что и обеспечивает условия для анализа коммерческих расходов и составления отчетности. Суммы оборота по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2, 7, 10/1, а оборот по кредиту – в журнале-ордере № 11.