logo
Курс лекций БфУ

2. Документальное оформление и учёт движения

основных средств

Учёт основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе каждого инвентарного объекта, под которым понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер.

Первичным документом на поступление основных средств является акт приёмки-передачи. Он составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация. Акт составляется двумя сторонами: принимающей объект и передающей - с указанием времени вступления в эксплуатацию, даты изготовления, первоначальной стоимости и суммы износа в части полного восстановления. Бухгалтерия указывает в нём корреспонденцию счетов на первоначальную стоимость, а если объект был ранее в эксплуатации, то отражается и принятая сумма износа.

Первичными документами на выбытие основных средств являются акт на списание основных средств и акт на ликвидацию основных средств.

Учёт основных средств организуют так, чтобы можно было установить наличие основных средств по каждой классификационной группе и по каждому объекту, месту нахождения и источникам их приобретения, что обеспечивается аналитическим учётом на инвентарных карточках и синтетическим учётом по счёту 01 «Основные средства». Инвентарные карточки могут быть заменены инвентарной книгой, если на предприятии имеется небольшое количество основных средств.

Инвентарные карточки и инвентарные книги заполняются на основании первичных документов на поступление и выбытие основных средств, технических паспортов и прочей документации.

Инвентарные карточки необходимо регистрировать в специальных описях, записи производятся по классификационным группам основных средств.

Зарегистрированные карточки помещают в картотеку основных средств, где они группируются по отраслевым классификационным группам, а внутри групп - по местам нахождения, эксплуатации.

Выбытие основных средств оформляют актом и отражают в инвентарной карточке, а затем её изымают из картотеки. Переоценённые объекты основных средств записываются по восстановительной стоимости в разделе инвентарной карточки «Реконструкция, модернизация». Сумма износа, установленная при переоценке, указывается в соответствующем разделе карточки.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещённые внутри предприятия основные средства после соответствующих записей хранятся отдельно, т.к. на их основе составляется расчёт амортизации основных средств за отчётный период. Кроме того, эти карточки группируются по классификационным видам основных средств. Затем суммируются обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записываются в карточку учёта движения основных средств. Последние открывают в начале января на текущий год, записи производят ежемесячно и по этим данным составляют оборотную ведомость движения основных средств, итоги которой, сверенные с итогами Главной книги, являются основанием для составления отчётности о наличии и движении основных средств.

Внутреннее перемещение основных средств оформляется актом (накладной), выписываемым в двух экземплярах.

Причинами выбытия основных средств могут быть ликвидация инвентарного объекта полностью, уничтожение при стихийных бедствиях, передача основных средств, недостача основных средств.

Ликвидация оформляется актом на списание основных средств (форма №ОС-4) постоянно действующей на предприятии комиссией. На основании акта, утверждённого руководителем предприятия, бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия объекта и номер акта. На основании акта производится сдача на склад оставшихся в результате ликвидации запасных частей, материалов, металлолома и т.п. Затраты по ликвидации объекта также указываются в акте.

Безвозмездная передача основных средств оформляется актом с указанием первоначальной стоимости объекта и суммы износа. На основании акта бухгалтерия делает запись о выбытии в инвентарной карточке переданного объекта и отметку в описи инвентарных карточек.

В синтетическом учете затраты на приобретение основных средств рассматриваются как вложения во внеоборотные активы с отражением первоначальной стоимости их на активном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Этот счет в соответствии с действующим планом счетов имеет 7 субсчетов. Постановка на учет объектов основных средств по первоначальной стоимости оформляется записью на счетах:

Д-т 01 К-т 08

В синтетическом учете списание основных средств независимо от его причин осуществляется по первоначальной стоимости в журнале-ордере № 13 или соответствующей машинограмме:

Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

К-т 01, субсчет «Собственные основные средства.

Недоамортизированная (остаточная) стоимость основных средств во всех случаях (кроме форс-мажорных обстоятельств) списывается на счет 91 «Прибыли и убытки», субсчет «Прочие расходы»:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

К-т 01, субсчет «Выбытие основных средств»

Расходы, связанные с ликвидацией данного объекта, независимо от того каким способом хозяйственным или подрядным проведена ликвидация основного средства, отражаются на счетах:

Д-т 91, субсчет 2

К-т 10, 60, 70, 68, 69

По кредиту 91 счета, субсчет 1 «Прочие доходы» отражаются поступление денежных сумм, связанных с продажей и прочим списанием основных средств:

Д-т 51,76, субсчет 3 и др. счетам

К-т 91, субсчет 1

Финансовый результат от ликвидации основных средств определяется сопоставлением оборотов по дебету и кредиту 91 счета, субсчетов 1 и 2 к нему. При наличии прибыли в журнале-ордере № 15 или соответствующей машинограмме делается запись на счетах:

Д-т 91, субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

К-т 99 «Прибыли и убытки»

Обратная проводка делается при наличии убытков от ликвидации основных средств.