logo search
Курс лекций БфУ

5. Учет продаж

Продажи продукции производятся в соответствии с заключенными договорами. В бухгалтерском учете при отражении операций по продажи важно определить момент перехода права собственности на продукцию, т.е. момент продажи.

Счета 90, 91 являются основополагающими счетами в учете продаж. По дебету счета 90 отражаются фактическая производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), коммерческие расходы, а также НДС и акцизы. По кредиту счета 90 отражается выручка от реализации продукции (работ, услуг) по продажным ценам.

Рассмотрим отражение продаж на синтетических счетах:

- отгрузка продукции покупателю и предъявление ему документов на оплату:

Д-т 62 К-т 90 - на продажную стоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

Д-т 90 К-т 43, 20, 23 - списание фактической себестоимости реализованной продукции, работ, услуг;

Д-т 90 К-т 40 - если в течение месяца готовая продукция учитывалась по нормативной (плановой) себестоимости, этой же проводкой оформляются и выявленные отклонения между фактической себестоимостью и учетной ценой;

Д-т 50, 51 К-т 62 - оплата покупателями и заказчиками реализованной продукции (работ, услуг).

Покупатели могут произвести предоплату за продукцию, и чтобы избежать искусственного увеличения объема реализованной продукции, денежные платежи, поступившие в порядке предварительной оплаты до отгрузки изделий или оказания услуг, отражаются в учете как кредиторская задолженность:

Д-т 50, 51 К-т 62;

Д-т 62 К-т 68 - начисление бюджету НДС с аванса;

Д-т 62 К-т 90 или 62 - зачет ранее полученного аванса после отгрузки продукции и получения денег в окончательный расчет;

Д-т 90 К-т 68 - начисление бюджету НДС после реализации продукции;

Д-т 68 К-т 62 - уменьшение задолженности бюджету по НДС на сумму НДС, относящегося к полученному авансу.

Учет реализации организуется в разрезе субсчетов и синтетических показателей в журнале-ордере № 11, предназначенном для отражения оборотов по кредиту счетов 90, 91, 62 и аналитических данных к счету 90. Журнал-ордер № 11 заполняется на основании аналитических данных с ведомостей № 15 и № 16. Следует отметить, что аналитические данные к счету 90 приводятся в этом регистре по фактической себестоимости, по учетным ценам, в суммах по предъявленным счетам или заменяющим их документам и в оборотах не только за отчетный период, но и с начала года, с отражением сумм НДС.

Вопросы для самопроверки и самостоятельного изучения:

  1. Что в учете принято называть «готовой продукцией»?

  2. В чем особенности организации учета отгруженной продукции?

  3. Что такое «расходы на продажу»?

  4. Назовите состав «расходов на продажу».

  5. Раскройте содержание учетной политики по формированию выручки от продажи продукции.

Лекция. Учет собственного капитала,

кредитов и займов, финансовых результатов

Вопросы:

1.Учет собственного капитала

1.1.Учет уставного капитала

1.2.Учет резервного и добавочного капитала

2. Учет финансовых результатов и использования прибыли

Нормативные акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.).

  2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

  3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г.).

  4. Федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (с изм. и доп. от 29, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 31 декабря 2002 г., 7 июля 2003 г.).

  1. Фед. закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.).

  2. Государственная Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284) (с изм. и доп. от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 15 июля 1998 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа 2003 г.).