6. 3. Инвентаризация как основной прием экономического контроля
Одной из главных задач документирования хозяйственной деятельности организации является подтверждение наличия и состояния ее имущества и обязательств. Определяющее значение в этой сфере имеет проведение инвентаризаций, в ходе которых и формируются документы, содержащие оценку имущества и обязательств на момент инвентаризации, которые обеспечивают достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация - это определенная последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности.
Правила проведения инвентаризации определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49.
Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.
Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально ответственному лицу, на ответственном хранении у которого находится это имущество.
Проведение инвентаризации обязательно:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственного лица;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В иных случаях инвентаризация может инициироваться руководителем, который и будет определять ее круг и сроки проведения.
6.4. ИМУЩЕСТВО И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал). К внеоборотным активам относятся: основные средства, нематериальные активы, вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы. К оборотным активам относятся: производственные запасы, предметы обращения, средства обращения, финансовые активы.
К источникам образования имущества организации относятся собственный и привлеченный капиталы. Собственный капитал: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, прибыль, целевое финансирование, фонды, прочие доходы и резервы. Привлеченный капитал: кредиты, займы, отложенные налоговые обязательства, кредиторская задолженность.
- Тема 1 сущность бухгалтерского дела и его содержание
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Бухгалтерская информация в системе управления организацией
- 2. 1. Роль бухгалтерской информации в системе управления организаций
- 2.2. Пользователи бухгaлтерckoй информации
- 2. 3. Объем и границы бухгалтерской информации,
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Формирование профессии современного бухгалтера-аудитора
- 3.1. Международные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.2. Национальные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.3. История развития профессиональных организаций бухгалтеров в россии
- 3.4. Профессия - бухгалтер
- 3.5. Аттестация и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров
- 3.6. Профессиональная этика бухгалтера
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией
- 4.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы
- 4.4. Права и обязанности главного бухгалтера
- 4.5. Ответственность главного бухгалтера
- 4.6. Права и обязанности должностных лиц бухгалтерской службы
- Контрольные вопросы
- Темa 5. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации
- 5.1. Руководство бухгалтерским учетом в россии
- 5.2. Система законодательства о бухгалтерском учете в россии
- 5.3. Принципы ведения бухгалтерского учета
- 5.4. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета
- 5.5. Критерии признания активов, обязательств,
- 5.6. Формирование финансовых резервов в системе бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы
- Тема 6 система внутреннего контроля на предприятии
- 6.1. Классификация системы внутреннего контроля
- 6. 2. Планирование и организация системы внутреннего контроля
- 6. 3. Инвентаризация как основной прием экономического контроля
- 6.5. Хозяйственная операция как объект бухгалтерского дела
- 6.6. Проблемы, решаемые специалистами
- Контрольные вопросы
- Тема 7 специфика бухгалтерского дела в компьютерной среде
- 7.1. Современные системы автоматизации
- 7.2. Выбор программ автоматизации бухгалтерского дела
- 7. 3. Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера
- 7.4. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета
- Контрольные вопросы
- Тема 8 организация документооборота на предприятиях
- 8.1. Схема и график документооборота
- 8.2. Хранение и уничтожение первичных учетных документов
- 8.3. Ответственность за нарушение правил хранения документов
- 8.4. Защита текущей информации
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности
- 9.1. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.2. Особенности организации бухгалтерского дола
- 9.3. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.4. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.5. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.6. Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях
- 9.7. Особенности организации бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы.
- Тема 10 профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла
- 10.1. Особенности бухгалтерского дела
- 10.2. Особенности бухгалтерского дела на стадии ликвидации организации
- 10.3. Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации
- Основные этапы процедуры
- Контрольные вопросы