Тема 1 сущность бухгалтерского дела и его содержание
1.1. Сущность и содержание бухгалтерского деда. Цели и задачи дисциплины.
1.2. Исторические этапы развития бухгалтерского дела.
1.3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
1.4. Цели и задачи реформирования бухгалтерского учета в России.
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
В современных условиях хозяйствование оперативность и качество бухгалтерской информация во многом зависят от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерское дело, являясь составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.
Сущность бухгалтерского дела составляет деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения.
Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовые, расчетно-денежные, первичные учетные, отчетно-статистические, организационно-распорядительные) - продукты труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования.
Бухгалтерский учет должен вестись всеми организациями, находящимися на территории Российской Федерация (РФ), а также филиалами и представительствами иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА
История современной бухгалтерской науки и, как следствие, профессия бухгалтера, насчитывает несколько столетий. В развитии бухгалтерского дела можно выделить 5 основных этапов.
Для I этапа (с момента возникновения товарно-денежных отношений до конца XVII века) было характерно:
* появление различных способов регистрации фактов хозяйственной деятельности в учетных регистрах (журналах, ведомостях и др.) в виде систематических и хронологических записей;
* мануфактурное производство;
* сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений.
II этап (конец XVII в. - конец XVIII в.) развития бухгалтерского дела приходится на время:
* революционных преобразований в области производства - переход на машинный технологический базис;
* развития разнообразных форм хозяйственных сделок и увеличения объемов как торговых, так и финансовых операций.
Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей. Так, до середины XVIII в. доминировала «Развитая итальянская форма счетоводства». В дальнейшем Гельвигом была предложена «Мемориально-кассовая форма».
III этап (конец XVIII в. - конец XIX в.) отмечен развитием в промышленности и торговле неизвестных ранее форм предпринимательства. Появление финансовых рынков ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми аферами, вынудили отдельные страны поставить под государственные контроль и регулирование системы бухгалтерского учета, учредить институт аудита. В этот период возникают различные теории счетоводства: юридическая - во Франции, экономическая – в Италии, камеральная - в Германии.
IV этап (конец XIX в. - начало XX в.) по существу стал периодом становления бухгалтерского дела как области научных знаний. Большинство авторов, среди них Франческо Вилла, Д. Масса, Е. Пизани, А.П. Рудановский и т. д., стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета.
V этап (начало 20 столетия и до наших дней), по мнению российских экономистов В. Д. Новодворского и А. Н. Хорина, целесообразно разделить на два этапа:
* до середины XX в. характеризуется разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельного хозяйствующего субъекта, целевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности
* до нашего времени характеризуется разработкой принципов оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономических выгод; разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.
1.3. КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России - документ, определяющий основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным принципам учета и отчетности. Концепция призвана:
* обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
* быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;
* способствовать принятию решений по вопросам» еще не урегулированным нормативными документами;
* помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета - формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Элементами информации о финансовом положении организации, отраженной в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны привести ей экономические выгоды в будущем
Обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты, по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.
Капитал - это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами.
Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вклада собственников. К доходам относят выручку от реализации продукции, работ, услуг, проценты и дивиденды к получению, роялти, арендную плату, а также прочие доходы.
Расход — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода или возникновение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками. К расходам относят затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), оплату труда работников, амортизационные отчисления, а также потери (убытки от стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.).
Оценка активов, обязательств, доходов и расходов производится, как правило, по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта.
Для обеспечения полезности информации в соответствующих случаях оценка объектов может производиться:
* но текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
* по текущей рыночной стоимости (стоимости peaлизации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
1.4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - предвидение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:
• формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
• обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;
* гармонизация стандартов на международном уровне;
* оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
* законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства РФ);
* формирование нормативной базы (стандартов);
* методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
* кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
* международное сотрудничество.
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
I) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) и иные федеральные нормативные акты;
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
* методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положении, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;
* типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
пересмотреть:
* регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
* первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;
4) для улучшения кадрового обеспечения переработать программы обучения специалистов разных уровней
5) в области международного сотрудничества намечены вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными организациями, в том числе с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного сотрудничества отводится созданному в декабре 1997 г. Международному центру по реформе бухгалтерского учета.
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.
- Тема 1 сущность бухгалтерского дела и его содержание
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Бухгалтерская информация в системе управления организацией
- 2. 1. Роль бухгалтерской информации в системе управления организаций
- 2.2. Пользователи бухгaлтерckoй информации
- 2. 3. Объем и границы бухгалтерской информации,
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Формирование профессии современного бухгалтера-аудитора
- 3.1. Международные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.2. Национальные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.3. История развития профессиональных организаций бухгалтеров в россии
- 3.4. Профессия - бухгалтер
- 3.5. Аттестация и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров
- 3.6. Профессиональная этика бухгалтера
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией
- 4.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы
- 4.4. Права и обязанности главного бухгалтера
- 4.5. Ответственность главного бухгалтера
- 4.6. Права и обязанности должностных лиц бухгалтерской службы
- Контрольные вопросы
- Темa 5. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации
- 5.1. Руководство бухгалтерским учетом в россии
- 5.2. Система законодательства о бухгалтерском учете в россии
- 5.3. Принципы ведения бухгалтерского учета
- 5.4. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета
- 5.5. Критерии признания активов, обязательств,
- 5.6. Формирование финансовых резервов в системе бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы
- Тема 6 система внутреннего контроля на предприятии
- 6.1. Классификация системы внутреннего контроля
- 6. 2. Планирование и организация системы внутреннего контроля
- 6. 3. Инвентаризация как основной прием экономического контроля
- 6.5. Хозяйственная операция как объект бухгалтерского дела
- 6.6. Проблемы, решаемые специалистами
- Контрольные вопросы
- Тема 7 специфика бухгалтерского дела в компьютерной среде
- 7.1. Современные системы автоматизации
- 7.2. Выбор программ автоматизации бухгалтерского дела
- 7. 3. Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера
- 7.4. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета
- Контрольные вопросы
- Тема 8 организация документооборота на предприятиях
- 8.1. Схема и график документооборота
- 8.2. Хранение и уничтожение первичных учетных документов
- 8.3. Ответственность за нарушение правил хранения документов
- 8.4. Защита текущей информации
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности
- 9.1. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.2. Особенности организации бухгалтерского дола
- 9.3. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.4. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.5. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.6. Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях
- 9.7. Особенности организации бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы.
- Тема 10 профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла
- 10.1. Особенности бухгалтерского дела
- 10.2. Особенности бухгалтерского дела на стадии ликвидации организации
- 10.3. Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации
- Основные этапы процедуры
- Контрольные вопросы