logo
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Бухгалтерское дело

5.3. Принципы ведения бухгалтерского учета

и составления финансовой отчетности организациями

Основные правила ведения бухгалтерского учета в России скла­дывались на протяжении многих лет. Эти правила находили отра­жение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, которое периодически дополнялось и уточнялось, начиная с 30-х годов прошлого столетия. Они включали в себя следующее:

* бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответ­ствии с Планом счетов бухгалтерского учета;

* основанием для записи в учетных регистрах являются первич­ные учетные документы, которые должны составляться в мо­мент совершения хозяйственной операции иди непосредствен­но после ее окончания и содержать обязательные реквизиты. Порядок передачи первичных документов и сроки их передачи определяются утвержденным графиком документооборота;

* имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении путем суммирования факти­чески произведенных расходов. Применение других видов оценок допускается в случаях, предусмотренных законода­тельством, Положениями или другими нормативными акта­ми Минфина РФ;

* обязательность проведения инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгал­терском учете.

Наличие единых принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета объясняются самим предназначением бухгал­терского учета в рыночной экономике, который призван формиро­вать полные и достоверные данные об имущественном и финансо­вом положении организаций, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы форми­рования микро- и макроэкономических показателей.

В настоящее время основные правила (принципы) ведения бух­галтерского учета включают следующее.

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятель­ности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включен­ных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуще­ствляется на русском языке. Первичные учетные документы, со­ставленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на про­изводство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затра­ты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учи­тываются раздельно.

4. Хозяйственные операции, проводимые организацией, в обяза­тельном порядке должны оформляться первичными учетными доку­ментами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.

5, Для систематизации и накопления информации, содержа­щейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности исполь­зуются регистры бухгалтерского учета, Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при исполь­зовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

6. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной дея­тельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчет­ности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования факти­чески произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).

7. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.