logo
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Бухгалтерское дело

4.4. Права и обязанности главного бухгалтера

Должность главного бухгалтера предприятия пред­ставляет собой единство, как минимум, трех составляю­щих, предопределяющих круг его прав и обязанностей.

Во-первых, практически каждый главный бухгалтер (кроме работающего по гражданско-правовому договору) является наемным работником, т. е. находится в трудо­вых правоотношениях с работодателем. Данное обстоя­тельство предопределяет то обстоятельство, что круг прав и обязанностей главного бухгалтера структурно вклю­чает в себя трудовые права и обязанности.

Во-вторых, главный бухгалтер является не просто работником предприятия, но и должностным лицом. Это обстоятельство накладывает на правоспособность глав­ного бухгалтера определенный отпечаток, превращая его в возможный субъект административной и даже уголов­ной ответственности.

В-третьих, главный бухгалтер является не просто должностным лицом организации, а должностным ли­цом со специфическими функциями. Фактически он является вторым лицом предприятия по финансовым вопросам. Более того, в результате своей деятельности он выполняет публичные функции. Последнее обстоятельство объясняет то, что основной круг прав и обя­занностей главного бухгалтера прописан на норматив­ном уровне.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодатель­ству РФ, контроль за движением имущества и выполне­нием обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обяза­тельны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, фи­нансовые и кредитные обязательства считаются недействи­тельными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем органи­зации и главным бухгалтером по осуществлению отдель­ных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряже­ния руководителя организации, который несет всю пол­ноту ответственности за последствия осуществления та­ких операций.

На должность главного бухгалтера принимается лицо с высшим экономическим образованием. Желатель­но, чтобы это лицо прошло аттестацию на звание про­фессионального бухгалтера.

Главный бухгалтер обязан:

* Осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью соб­ственности организации.

* Формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из струк­туры и особенностей деятельности предприятия, необхо­димости обеспечения ее финансовой устойчивости.

* Возглавлять работу по проведению инвентаризации;

- контролю за проведением хозяйственных опера­ций, соблюдением технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

- подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов внутренней бухгалтерской отчетности.

* Обеспечивать:

- рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;

- разработку и осуществление мероприятий, направ­ленных на укрепление финансовой дисциплины;

- формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятель­ности организации, ее имущественном положении, до­ходах и расходах.

* Организовывать:

- учет имущества, обязательств и хозяйственных операции, поступающих основных средств, товарно-ма­териальных ценностей и денежных средств;

- своевременное отражение на счетах бухгалтерско­го учета операций, связанных с их движением;

- учет издержек производства и обращения, испол­нения смет расходов реализации продукции, выполне­ния работ (услуг), результатов хозяйственно-финансо­вой деятельности;

- учет финансовых, расчетных и кредитных операций.

* Обеспечивать:

- составление экономически обоснованных кальку­ляций себестоимости продукции, работ (услуг);

- расчеты по заработной плате;

- законность, своевременность и правильность офор­мления документов;

- погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам;

- правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюдже­ты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковских учреждени­ях, средств на финансирование капитальных вложений;

- отчисления средств на материальное стимулирова­ние работников.

* Осуществлять контроль за:

- соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обя­зательств;

- проведением инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств;

- расходованием фонда оплаты труда;

- установлением должностных окладов работникам организации.

* Организовывать проведение проверок организации бухгалтерского учета в отчетности, а также докумен­тальных ревизий в структурных подразделениях.

* Участвовать в проведении экономического анали­за хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.

* Принимать меры по предупреждению недостач, не­законного расходования денежных средств и ТМЦ, на­рушений финансового и хозяйственного законодатель­ства.

* Участвовать в оформлении материалов по недоста­чам и хищениям денежных средств и ТМЦ, контролиро­вать (обеспечивать) передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

* Осуществлять:

- взаимодействие с банками по вопросам размеще­ния свободных финансовых средств на банковских депо­зитных вкладах (сертификатах) и приобретения ценных высоколиквидных государственных бумаг;

- контроль за проведением учетных операций с депо­зитными и кредитными договорами, ценными бумага­ми;

* Вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет ад­министративно-хозяйственных и других расходов, за­конности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранно­сти бухгалтерских документов, а также оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

* Участвовать в разработке и внедрении рациональ­ной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной тех­ники.

* Обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об исполь­зовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответ­ствующие органы.

* Оказывать методическую помощь работникам под­разделений по вопросам бухгалтерского учета, контро­ля, отчетности и экономического анализа.

* Сообщать генеральному директору обо всех выяв­ленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснени­ем причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.

* Руководить работниками бухгалтерии органи­зации.

* Устанавливать служебные обязанности для подчи­ненных ему работников и принимать меры по обеспече­нию их исполнения.

* Согласовывать назначение, увольнение и переме­щение материально ответственных лиц.

* Проводить инструктаж материально ответствен­ных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

Главный бухгалтер имеет право:

• Действовать от имени бухгалтерии, представлять его интересы во взаимоотношениях с иными структур­ными подразделениями предприятия и другими орга­низациями по хозяйственно-финансовым и иным воп­росам.

• Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению его деятельности.

• Запрашивать от структурных подразделений орга­низации и самостоятельных специалистов необходимую информацию.

• Вносить на рассмотрение генерального директора:

- представления о назначении, перемещении и ос­вобождении от занимаемых должностей работников бух­галтерии;

- предложения поощрений отличившихся работни­ков, о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и тру­довой дисциплины.

* Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями, а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии и не требующим решения генерального директора.

* Требовать от генерального директора (иных руко­водителей) оказания содействия в исполнении главным бухгалтером обязанностей и прав, предусмотренных на­стоящей должностной инструкцией.

• Взаимодействовать:

- с руководителями всех структурных подразделений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

- с отделом кадров - по вопросам подбора, приема, увольнения, перемещения материально ответственных лиц и работников возглавляемого им структурного под­разделения;