5.6. Формирование финансовых резервов в системе бухгалтерского дела
Понятие резервов. Слово «резерв» происходит от французского «reserve», что в переводе на русский язык означает «запас», или от латинского «reserve» — «сберегаю, сохраняю». Следует отметить, что термин «резервы» применяется в экономической специальной литературе и практике в разных смыслах: резервами считаются запасы ресурсов, которые необходимы для бесперебойной работы организации и создаются целенаправленно на случай дополнительной потребности в них; резервами считаются неиспользованные возможности повышения эффективности производства. Эти резервы относятся к экономическим резервам.
Финансовые резервы как способ защиты от рисков. Наиболее рискованной сферой является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, т.е. деятельность, осуществляемая ими самостоятельно за свой счет и на свой риск, которая активно развивается в России с переходом на рыночные условия хозяйствования. В связи с усложнением коммерческой я производственной деятельности возрастает риск как опасность возникновения непредусмотренных материальных и финансовых потерь, убытков в ходе проведения предпринимательской деятельности и различного рода сделок.
Классификация резервов организации. Существует ряд признаков классификации резервов, по которым они объединяются в определенные группы. Проведенное исследование типологии резервов, их предназначения и использования в процессе непрерывной деятельности хозяйствующих субъектов позволило нам разработать классификацию резервов организации по ряду признаков, представленных в табл. 8.1. В предложенной классификации резервов особое место занимают финансовые резервы (п. 14 табл. 8.1) как объект бухгалтерского учета, которые рекомендуется подразделять на следующие группы:
• уставные резервы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соответствующими учредительными документами, в частности уставом юридического лица;
• резервы предстоящих расходов, формирующиеся для равномерного включения резервированных средств в затраты на производство и расходы на продажи;
• оценочные резервы, создаваемые для уточнения и реальной оценки балансовых активов организации.
Уставные резервы. Уставные резервы (резервный капитал или фонд) фактически создаются как гарантия на вложенный в производство капитал и представляют собой зарезервированную на определенные цели часть нераспределенной прибыли (собственного капитала) для покрытия возможных убытков, непредвиденных расходов и обязательств. Величина резервного капитала зависит в основном от полученного организацией финансового результата, а также решения учредителей о его распределении и может изменяться из года в год. Резервный капитал по своей природе является страховым, он гарантирует благосостояние участников (акционеров) и обеспечивает страховой барьер для кредиторов в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Его средства выступают гарантией бесперебойной работы организации и соблюдения интересов третьих лиц.
Критерии создания и использования резервов предстоящих расходов. Отметим общие, на наш взгляд, для всех резервов предстоящих расходов критерии их создания и использования.
1. Формирование резервов хозяйствующими субъектами осуществляется на добровольной основе, т.е. не является обязательным. Если организация исходя из принятой ею учетной политики не создает резервы, то она может сразу отнести на себестоимость расходы, связанные с созданием резервов предстоящих платежей.
2. Начисление резервов предусматривается и обосновывается в учетной политике организации. Наряду с отражением самого факта создания тех или иных резервов в учетной политике должны быть зафиксированы методы расчета оценочных значений для образования резервов предстоящих платежей.
3. Отнесение предстоящих расходов равномерно на издержки производства отчетного периода. Для обеспечения в будущем стабильных финансовых результатов хозяйственной деятельности необходимо равномерное ежемесячное отнесение предстоящих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), что должно быть подтверждено соответствующими первичными документами.
4. Создание резервов сроком не более чем на один отчетный год. Резервы предстоящих расходов не имеют остатков на конец отчетного года за исключением некоторых резервов, по которым допускаются остатки, переходящие на следующий год. К их числу относятся резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, на создание ремонтного фонда (резерва) и некоторые другие.
5. Инвентаризация резервов предстоящих расходов. Резервирование осуществляется, как правило, на основании специальных расчетов или смет. Обоснованность, правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.
6. Списание затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии источников их финансирования (резервов предстоящих расходов) не принимается для целей налогообложения. Например, создан резерв на покрытие предстоящих расходов на оплату отпусков. При наличии неиспользованных сумм данного резерва расходы на оплату отпусков организация относит их на себестоимость продукции (работ, услуг), однако в целях налогообложения они не принимаются.
Оценочные резервы. Образование оценочных резервов является по существу одним из приемов бухгалтерского учета, позволяющим уточнять балансовую оценку отдельных статей активов. Их формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимости от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения одного из основных требований бухгалтерского учета — требования осмотрительности в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, т.е. большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская при этом создания скрытых резервов.
- Тема 1 сущность бухгалтерского дела и его содержание
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Бухгалтерская информация в системе управления организацией
- 2. 1. Роль бухгалтерской информации в системе управления организаций
- 2.2. Пользователи бухгaлтерckoй информации
- 2. 3. Объем и границы бухгалтерской информации,
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Формирование профессии современного бухгалтера-аудитора
- 3.1. Международные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.2. Национальные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.3. История развития профессиональных организаций бухгалтеров в россии
- 3.4. Профессия - бухгалтер
- 3.5. Аттестация и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров
- 3.6. Профессиональная этика бухгалтера
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией
- 4.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы
- 4.4. Права и обязанности главного бухгалтера
- 4.5. Ответственность главного бухгалтера
- 4.6. Права и обязанности должностных лиц бухгалтерской службы
- Контрольные вопросы
- Темa 5. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации
- 5.1. Руководство бухгалтерским учетом в россии
- 5.2. Система законодательства о бухгалтерском учете в россии
- 5.3. Принципы ведения бухгалтерского учета
- 5.4. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета
- 5.5. Критерии признания активов, обязательств,
- 5.6. Формирование финансовых резервов в системе бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы
- Тема 6 система внутреннего контроля на предприятии
- 6.1. Классификация системы внутреннего контроля
- 6. 2. Планирование и организация системы внутреннего контроля
- 6. 3. Инвентаризация как основной прием экономического контроля
- 6.5. Хозяйственная операция как объект бухгалтерского дела
- 6.6. Проблемы, решаемые специалистами
- Контрольные вопросы
- Тема 7 специфика бухгалтерского дела в компьютерной среде
- 7.1. Современные системы автоматизации
- 7.2. Выбор программ автоматизации бухгалтерского дела
- 7. 3. Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера
- 7.4. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета
- Контрольные вопросы
- Тема 8 организация документооборота на предприятиях
- 8.1. Схема и график документооборота
- 8.2. Хранение и уничтожение первичных учетных документов
- 8.3. Ответственность за нарушение правил хранения документов
- 8.4. Защита текущей информации
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности
- 9.1. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.2. Особенности организации бухгалтерского дола
- 9.3. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.4. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.5. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.6. Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях
- 9.7. Особенности организации бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы.
- Тема 10 профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла
- 10.1. Особенности бухгалтерского дела
- 10.2. Особенности бухгалтерского дела на стадии ликвидации организации
- 10.3. Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации
- Основные этапы процедуры
- Контрольные вопросы