logo
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Бухгалтерское дело

Тема 4. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией

4.1. Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы бухгалтерского дела.

4.2. Формирование бухгалтерской службы на ос­нове функционального и предметного разделения труда.

4.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы.

4. 4. Права и обязанности главного бухгалтера.

4.5. Ответственность главного бухгалтера.

4.6. Права и обязанности должностных лиц бух­галтерской службы.

4.1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

Бухгалтерский учет должен вестись всеми органи­зациями, находящимися на территории РФ, а также фи­лиалами и представительствами иностранных органи­заций, если иное не предусмотрено международными до­говорами РФ.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете руко­водитель несет ответственность:

- за организацию бухгалтерского учета в возглавляе­мой им организации;

- за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Так, руководитель организации обязан создать необ­ходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работника­ми организации, имеющими отношение к учету, требова­ний главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета необходимых документов и све­дений.

Поскольку ответственность за ведение бухгалтерского учета Закон о бухгалтерском учете возлагает на главного бухгалтера (бухгалтера), то целесообразно, чтобы приказ по учетной политике организации и другие документы в обязательном порядке визировались главным бухгалтером (бухгалтером) организации или иным лицом, которому в соответствии с действующими нормами поручено ведение учета в организации.

Кроме того, руководитель организации несет юриди­ческую ответственность за соблюдение законов, федераль­ных законов, федеральных конституционных законов, ука­зов Президента РФ, правовых актов Правительства РФ и других нормативных правовых актов.

Руководитель организации самостоятельно может оп­ределить (в зависимости от объема учетной работы) орга­низационную систему бухгалтерского учета в соответству­ющей организации:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное под­разделение, возглавляемое главный бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерс­кого учета централизованной бухгалтерии, специализи­рованной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

4.2. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ПРЕДМЕТНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Обработку документов, рациональное, ведение бух­галтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности обеспечивает подразделение, со­здаваемое практически в любой организации, т.е. бух­галтерия.

Бухгалтерский учет на предприятии имеет свою орга­низационную структуру. Под структурой бухгалтерс­кого аппарата понимается состав и соподчиненность вза­имосвязанных организационных единиц или звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции.

В зависимости от величины и специализации пред­приятия, а также объема выполняемых учетных опера­ций могут быть выбраны различные варианты организа­ции бухгалтерской службы на предприятии, причем в зависимости от периодически проходящих организаци­онных изменений на предприятии могут меняться вари­анты организации бухгалтерской службы, как в целом, так и отдельных ее групп.

Бухгалтерский учет может быть организован по цен­трализованной, децентрализованной или смешанной форме.

Централизация учета предполагает сосредоточе­ние синтетического и аналитического учета, составле­ние баланса и отчетности в главной бухгалтерии. При этом в подразделениях предприятия осуществляется первичный отчет путем составления первичных доку­ментов по всем хозяйственным операциям. Данные первичных документов формируются в накопительных и группировочных ведомостях, а также в производствен­ных отчетах и отчетах о движении материальных ценностей. Далее документы поступают в главную бухгал­терию, где они проверяются, обрабатываются и их дан­ные заносятся в регистры синтетического и аналити­ческого учета.

Децентрализация учета состоит в том, что в отдель­ных структурных подразделениях организации не толь­ко оформляются первичные документы, но и ведется син­тетический и аналитический учет, составляется отчет­ность организации. Подразделения предоставляют отчетность в главную бухгалтерию, где их сверяют в целом по предприятию.

Частичная децентрализация учета (смешанная форма) заключается в том, что в подразделениях пред­приятия, наряду с документами и сводными производ­ственными отчетами составляют бухгалтерские провод­ки, то есть ведется аналитический учет, производится сводка и группировка учетных данных, но их обобще­ние ограничивается составлением производственных отчетов.

Различают три вида разделения труда учетного пер­сонала: предметный, линейный, функциональный.

Предметный вариант разделения труда предпола­гает распределение документов в соответствии с назва­ниями отделов: расчетный отдел; отдел сбыта; производ­ственный отдел; общий отдел; материальный отдел.

Линейный вариант разделения труда наиболее ти­пичен для организации учета в структурных подразделе­ниях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс осуществляется так называемыми «учетными группами». Все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Функциональный вариант предусматривает специ­ализацию каждого работника на выполнение однород­ных учетных операций. Такой подход в большей степе­ни соответствует современному уровню формирования информационной системы в организациях с высокой сте­пенью применения ЭВМ.