logo search
Сальникова шпоры

2. Принципы организации документооборота

Последовательное движение денежно-расчетных документов в течение рабочего дня по инстанциям их проверки и обработ­ки от клиентов к банку и обратно внутри учреждения банка и между кредитными организациями составляет документо­оборот по банковским операциям. Порядок прохождения документов осуществляется с соблюдением основных прин­ципов организации документооборота, направленных на его ускорение и обеспечение сохранности средств в процессе совершения банковских операций. Эти принципы устанав­ливаются правилами Банка России, которые наряду со спе­цификой тех или иных операций, определяют общий поря­док организации их документооборота.

Принципы организации документооборота в своей основе имеют следующие правила.

1. Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организа­ции в этот же день.

2. Операции по счетам аналитического учета внутри од­ного счета также оформляются бухгалтер­скими проводками.

3. Порядок приема документов после операционного вре­мени определяется кредитной организацией и оговаривает­ся в договорах по обслуживанию клиентов; документы, по­ступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день.

4. Операции на счетах отражаются днем их проводки по корреспондентским счетам. Это означает, что выписки по кор­счетам кредитные организации должны получать не позднее чем до начала следующего рабочего дня, обрабатывать и проводить по счетам получателей и плательщиков и вклю­чать в баланс истекшего дня.

5. Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отра­жает по счету учета сумм до выяснения либо на счета полу­чателей средств; порядок использования получателем средств, зачисленных без соответствующих подтверждаю­щих документов, определяет кредитная организация по со­гласованию с клиентом.

6. Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.

7. Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.

8. Документы, используемые в банковском учете, состав­ляются в таком количестве экземпляров, которое достаточно для отражения операций по всем затронутым счетам.

9. Движение во времени различных видов документов от одного структурного подразделения банка к другому осуществляется на основе графика документооборота.