logo search
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Бухгалтерское дело

5.5. Критерии признания активов, обязательств,

доходов и расходов в бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и резуль­татах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе дан­ных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтер­ская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), пояснений к ним (формы №№ 3, 4, 5, 6), пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с требованиями законодатель­ства подлежит обязательному аудиту.

Активы — это совокупность имущественных средств хозяйст­вующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчет­ности (МСФО) активы трактуются более широко и определяются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Таким обра­зом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, который войдет в поток денежных средств или денеж­ных эквивалентов организации прямо или косвенно.

Обязательства. В международных стандартах обязательства рас­сматриваются как второй элемент финансовой отчетности — реаль­ная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. Другими словами, обязательства (кредиторская задолженность) — это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Капитал. Капитал — это вложения собственника и прибыль, на­копленная за все время деятельности организации. При определе­нии финансового положения организации величина капитала опре­деляется как разница между активами и обязательствами, т.е. должна соответствовать величине чистых активов.

Доходы организации. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности органи­зации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, явля­ются доходы и расходы организации.

Расходы организации. В соответствии с п. 2 Положения по бух­галтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержден­ного Приказом Минфина РФ 6 мая 1999 г. № 33н, расходами орга­низации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Оценка активов, обязательств, доходов и расходов. Для оценки активов, обязательств, доходов и расходов, т.е. определения, в какой сумме должен быть признан тот или иной объект в бухгал­терской отчетности согласно п. 9 Концепции бухгалтерского учета) в рыночной экономике России, могут быть использованы сле­дующие методы:

а) фактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, уплаченная или на­численная при приобретении или производстве объекта (или при учете кредиторской задолженности);

б) текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены како­го-либо объекта;

в) текущая рыночная стоимость (стоимость реализации), т.е. сумма денежных средств или их эквивалентов, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.