5.3. Принципы ведения бухгалтерского учета
и составления финансовой отчетности организациями
Основные правила ведения бухгалтерского учета в России складывались на протяжении многих лет. Эти правила находили отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, которое периодически дополнялось и уточнялось, начиная с 30-х годов прошлого столетия. Они включали в себя следующее:
* бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета;
* основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции иди непосредственно после ее окончания и содержать обязательные реквизиты. Порядок передачи первичных документов и сроки их передачи определяются утвержденным графиком документооборота;
* имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов. Применение других видов оценок допускается в случаях, предусмотренных законодательством, Положениями или другими нормативными актами Минфина РФ;
* обязательность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Наличие единых принципов (допущений, требований и правил) бухгалтерского учета объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организаций, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и макроэкономических показателей.
В настоящее время основные правила (принципы) ведения бухгалтерского учета включают следующее.
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
3. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.
4. Хозяйственные операции, проводимые организацией, в обязательном порядке должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции.
5, Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности используются регистры бухгалтерского учета, Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.
6. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).
7. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
- Тема 1 сущность бухгалтерского дела и его содержание
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Бухгалтерская информация в системе управления организацией
- 2. 1. Роль бухгалтерской информации в системе управления организаций
- 2.2. Пользователи бухгaлтерckoй информации
- 2. 3. Объем и границы бухгалтерской информации,
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Формирование профессии современного бухгалтера-аудитора
- 3.1. Международные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.2. Национальные профессиональные организации бухгалтеров
- 3.3. История развития профессиональных организаций бухгалтеров в россии
- 3.4. Профессия - бухгалтер
- 3.5. Аттестация и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров
- 3.6. Профессиональная этика бухгалтера
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией
- 4.3. Функции отделов и звеньев бухгалтерской службы
- 4.4. Права и обязанности главного бухгалтера
- 4.5. Ответственность главного бухгалтера
- 4.6. Права и обязанности должностных лиц бухгалтерской службы
- Контрольные вопросы
- Темa 5. Национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации
- 5.1. Руководство бухгалтерским учетом в россии
- 5.2. Система законодательства о бухгалтерском учете в россии
- 5.3. Принципы ведения бухгалтерского учета
- 5.4. Основные допущения и требования к ведению бухгалтерского учета
- 5.5. Критерии признания активов, обязательств,
- 5.6. Формирование финансовых резервов в системе бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы
- Тема 6 система внутреннего контроля на предприятии
- 6.1. Классификация системы внутреннего контроля
- 6. 2. Планирование и организация системы внутреннего контроля
- 6. 3. Инвентаризация как основной прием экономического контроля
- 6.5. Хозяйственная операция как объект бухгалтерского дела
- 6.6. Проблемы, решаемые специалистами
- Контрольные вопросы
- Тема 7 специфика бухгалтерского дела в компьютерной среде
- 7.1. Современные системы автоматизации
- 7.2. Выбор программ автоматизации бухгалтерского дела
- 7. 3. Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера
- 7.4. Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета
- Контрольные вопросы
- Тема 8 организация документооборота на предприятиях
- 8.1. Схема и график документооборота
- 8.2. Хранение и уничтожение первичных учетных документов
- 8.3. Ответственность за нарушение правил хранения документов
- 8.4. Защита текущей информации
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности
- 9.1. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.2. Особенности организации бухгалтерского дола
- 9.3. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.4. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.5. Особенности организации бухгалтерского дела
- 9.6. Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях
- 9.7. Особенности организации бухгалтерского дела
- Контрольные вопросы.
- Тема 10 профессиональная деятельность бухгалтера на различных стадиях жизненного цикла
- 10.1. Особенности бухгалтерского дела
- 10.2. Особенности бухгалтерского дела на стадии ликвидации организации
- 10.3. Особенности бухгалтерского дела на стадии реорганизации организации
- Основные этапы процедуры
- Контрольные вопросы