Часть 1. Двойная запись, ее сущность и назначение.
Хозяйственные средства, их источники и операции отражаются на счетах
бухгалтерского учета непрерывно, взаимосвязано и в определенной системе. Это
достигается путем двойной записи каждой хозяйственной операции на дебите одного
счета и на кредите другого. Между двумя счетами возникает взаимосвязь, которая
называется корреспонденцией. Это объясняется тем, что смена форм и
функциональной роли средств, происходящих в процессе их кругооборота имеет
взаимосвязанный характер, следовательно, двойная запись выполняет контрольную
функцию в бухгалтерском учете. Итог оборота по дебету всех счетов должен быть
равен итогу оборотов по кредиту по всем счетам. Итоги оборотов по счетам
проводятся по окончанию месяца. Если равенства нет, то значит допущена ошибка.
Для контроля за полным отражением хозяйственных операций и обеспечения
сохранности сведений о них с самого начала возникновения бухгалтерского учета
был введен порядок, при котором все записи регистрировались в хронологическом
порядке Регистрация записи осуществляется в журнале, где указывают даты, номер,
сумму и корреспонденцию счетов. Для получения показателей хозяйственной
деятельности необходима группировка операций по экономически однородным
признакам. Такая группировка в бухгалтерском учете осуществляется при помощи
счетов, записи на счетах ведутся по определенной системе, следовательно,
отражение операций на счетах называется системной записью. Хронологическая и
систематическая записи могут вестись и раздельно, и вместе. В первом случае
данные сначала приводятся в хронологическую последовательность в
регистрационном журнале, а затем в систематическом порядке по счетам.
ЧАСТЬ 2
Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками. Порядок учета неотфактурированных поставок. Порядок учета материалов в пути. Резервы по снижению стоимости материальных ценностей.
Учет материалов в пути и неотфактурированных поставок
Стоимость оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного периода в организацию или не вывезенных со склада поставщиков, учитывают в бухгалтерском учете как дебиторскую задолженность.
Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), приходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурированных поставок осуществляют по учетным ценам или по рыночным ценам, если в качестве учетных цен используют фактическую себестоимость материалов, и отражают по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счета 60.
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их цена корректируется с учетом поступивших документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступают в следующем году, то:
• учетная стоимость материальных запасов не меняется, величина НДС принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;
• уточняются расчеты с поставщиком. При этом суммы сложившейся разницы между учетной стоимостью оприходованных материалов и их фактической стоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы следующим образом:
• уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);
• увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счета 91 (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).
Учет поступления материалов Материалы могут поступать на предприятие от поставщиков, других юридических и физических лиц, за наличный и безналичный расчет, могут быть изготовлены непосредственно на предприятии и т.д. Основные проводки по учету поступления материалов приведены в табл. 7.1. Таблица 7.1
20 23 98Материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая, кроме покупной стоимости поступивших материалов, включает в себя транспортно-заготовительные расходы. Учет ТЗР ведется обособленно на синтетическом счете 10 «Материалы» на отдельном субсчете так же, как и учет материалов. При списании материалов в производство, транспортно-заготовительные расходы также списывают на затраты производства в процентном отношении к стоимости отпущенных материалов. Пример 7.1. Учет материалов и ТЗР. В течение месяца отражены операции, связанные с приобретением материалов (табл. 7.2). Задание. Определить сумму списания ТЗР по материалам, отпущенным в производство. Таблица 7.2
Сумма ТЗР (2-я и 3-я операции) составила 6000 р. Для расчета суммы списания ТЗР по материалам оформим табл. 7.3. Таблица 7.3
Так как в производство списана V4 часть материалов, т.е. 25 %, то и сумма списания ТЗР должна составить такой же процент от общей суммы ТЗР, следовательно, она равна 1500 р. Учет расчетов с поставщиками 6 февраля 2010 Для составления такой бухгалтерской записи используется Ведомость распределения материалов, разрабатываемая на основе первичных документов по расходу МПЗ. Для учета расчетов с поставщиками предназначен счет 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Счет пассивный. По кредиту счета отражается образование задолженности перед поставщиками за приобретенные у них материальные ценности, по дебету - погашение задолженности. В системе учета поступления материалов важен контроль за состоянием расчетов с поставщиками. Для этого формируются следующие данные: а) поставщики по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; б) поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам; в) поставщики по неотфактурованным поставкам; г) поставщики по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; д) поставщики по просроченным оплатой векселям; е) поставщики по полученному коммерческому кредиту. Контроль за состоянием расчетов осуществляется по данным аналитического учета расчетов с поставщиками. При этом методика аналитического учета зависит от форм бухгалтерского учета. Для учета расчетов с поставщиками при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета предназначен журнал-ордер № 6 по кредиту счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками. Аналитический учет расчетов в нем ведется позиционным способом по каждому расчетно-платежному документу. При ведении журнала-ордера № 6 нужно руководствоваться следующими правилами отражения операций по поступлению МПЗ и расчетов с поставщиками: 1) основное правило, когда МПЗ оприходованы и расчетные документы на них поступили своевременно. В этом случае по мере поступления МПЗ делается обычная запись по кредиту счета 60 и дебету счета 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей или соответствующих материальных счетов. По этим документам нужно показать также учетную стоимость поступивших МПЗ; 2) по неотфактурованным поставкам, когда МПЗ поступили, а документов на них от поставщиков еще нет, по мере поступления МПЗ делается обычная запись. При этом стоимость МПЗ определяется по учетным ценам. После поступления расчетных документов поставщика ранее произведенная запись сторнируется и делается новая запись в общем порядке; 3) по МПЗ в пути, когда документы получены и приняты к оплате, а МПЗ не поступили, то есть остались в пути. Если МПЗ до конца месяца так и не поступили, в конце месяца они отражаются как поступившие, а в новом месяце сторнируются. Эти записи делаются за итогами, выведенными за отчетный месяц, после чего выводятся новые итоги, которые и переносятся в Главную книгу. Фактическое поступление МПЗ, бывших в пути, в журнале-ордере № 6 отражается в обычном порядке или по отдельной строке, или по той же строке, по которой отражены МПЗ в пути первоначально. Пример ведения журнала-ордера № 6 приведен в табл. 7.5. При позиционном учете по одной и той же строке отражается как возникновение задолженности перед поставщиками, так и погашение этой задолженности, то есть оплата счетов поставщиков. Операции об оплате счетов-фактур отражаются в журнале-ордере № 6 на основе выписок учреждений банка, кассовых ордеров и других денежных документов по дебету счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками в корреспонденции со следующими счетами: 51 Расчетные счета; 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам; 50 Касса и др. Поступление МПЗ собственной выработки получает отражение в журнале-ордере 10 1. где приводятся обороты в корреспонденции с кредитом счетов 20 Основное производство, 23 Вспомогательное производство и 29 Обслуживающие производства и хозяйства. Поступление МПЗ от подотчетных лиц отражается в журнале-ордере № 7 по кредиту счета 71 Расчеты с подотчетными лицами. Таким образом, операции по поступлению материальных ценностей получают отражение в трех журналах-ордерах: № 6 - поступившие от поставщиков; № 7 - приобретенные подотчетными лицами; № 10 1 -собственной выработки. Особенности учета поступления МПЗ и расчетов с поставщиками при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета сводятся к следующему: 1) на основе группировки данных первичных документов (счетов-фактур, платежных требований-поручений и приходных ордеров) составляются мемориальные ордера с последующей регистрацией в Регистрационном журнале; 2) мемориальные ордера разносятся в Главную книгу в установленном порядке; 3) аналитический учет расчетов с поставщиками ведется на карточках в разрезе поставщиков или рас четно-платежных документов с последующим составлением оборотной ведомости; 4) аналитический учет заготовления на счете 15 ведется по группам МПЗ в карточках или в специальных ведомостях. В условиях автоматизированного учета вместо журнала-ордера № 6 составляются следующие машинограммы-ведомости: - поступления МПЗ на склад; - учета заготовления и приобретения МПЗ; - по учету расчетов с поставщиками. В машинограммах в полной мере осуществляется аналитический учет поступления МПЗ, определение отклонений в стоимости МПЗ и расчетов с поставщиками как по каждому расчетно-платежному документу, так и по каждому поставщику. Бухгалтерские записи по учету заготовления МПЗ н расчетов с поставщиками. В системе синтетического учета заготовления МПЗ и расчетов с поставщиками составляются бухгалтерские записи. Учет расхода МПЗ. Основными направлениями расхода МПЗ являются использование их для изготовления продукции и на хозяйственные цели. При списании МПЗ на указанные цели составляется запись: Д-т сч. Основное производство, Вспомогательные производства, Общепроизводственные расходы, Общехозяйственные расходы, Обслуживающие производства и хозяйства и др. К-т сч. Материалы. Для составления такой бухгалтерской записи используется Ведомость распределения материалов, разрабатываемая на основе первичных документов по расходу МПЗ (лимитно-заборных карт, требований и др.). В современных условиях эта ведомость составляется с использованием ЭВМ. В ней данные отражаются по кредитуемым счетам (по группам МПЗ) в корреспонденции с дебетуемыми счетами, а внутри дебетуемых счетов - по цехам с указанием кодов аналитического учета (заказ, изделие, группа изделий, статья и подстатья расхода). В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета Ведомость распределения материалов на печать может быть выдана только по запросу, так как по сути своей она является промежуточным результатом обработки данных, который будет использован при получении выходных документов по учету затрат на производство, а также при автоматизированном ведении синтетического учета в Главной книге. Важным моментом в учете расхода МПЗ является списание разниц между фактической себестоимостью МПЗ и их стоимостью по учетным ценам, то есть отклонений в стоимости МПЗ. Данные отклонения подлежат списанию по направлениям затрат МПЗ пропорционально стоимости МПЗ по учетным ценам исходя из их среднего процента по группам МПЗ.
|
|
- Документальное оформление движения основных средств
- Аналитический учет основных средств
- Синтетический учет наличия и движения основных средств
- Часть 1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.
- Часть 2. Классификация расходов и затрат. Учет расходов по элементам затрат Понятия «затраты», «расходы», «издержки»
- Признание расходов в бухгалтерском учете
- Классификация затрат для принятия решений
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 1. Предмет и метод бухучета.
- Часть 2. Учет материально-производственных запасов Материально-производственные запасы, их классификация
- Оценка материально-производственных запасов
- Часть 1.Содержание баланса и его структура.
- Часть 2 Учет кредитов банков, учет займов, учет целевого финансирования и поступлений Учет кредитов и займов
- Учет целевого финансирования
- Часть 1 Виды балансов Виды бухгалтерских балансов
- Типы изменений в бухгалтерском балансе
- Учет расчетов с учредителями и акционерами
- Часть 1. Классификация бухгалтерских документов.
- Часть 2
- Часть 1.
- Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
- Часть 2. Учет резервного капитала. Учет добавочного капитала Учет резервного капитала
- Учет добавочного капитала
- Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убыта
- Часть 1. Двойная запись, ее сущность и назначение.
- Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- Часть 1. Задачи учета, требования, предъявляемые к учету.
- Часть 2 Амортизация основных средств
- Начисление амортизации в бухгалтерском учете
- Налоговый и бухгалтерский учет основных средств, ранее бывших в эксплуатации Начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете
- Документальное подтверждение срока эксплуатации объекта
- Часть 1.
- Часть 2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. Задачи учета нематериальных активов
- Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности
- Часть 2. Попроцессный метод калькулирования.
- Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- Часть 1. Понятие и формирование учетной политики
- Выбор вариантов учета и оценки объектов учета
- Часть 2. Учет амортизации на. Раскрытие информации о на в бухгалтерской отчетности.
- Часть 1. Инвентаризация.
- Документальное оформление инвентаризации тмц и отражение ее результатов в учете.
- Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- Часть 1. Основные элементы и средства системы организации бухгалтерского учета. Учетная политика. Профессиональная этика бухгалтера.
- Профессиональная этика бухгалтеров
- Учет денежных средств на расчетных счетах организации.
- Часть 1. Российские и международные стандарты бухгалтерского учета: понятия, отличия
- Часть 2.
- Часть 1. Сущность и задачи управленческого учета
- Основные задачи управленческого учета:
- Часть 2. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- Часть 1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
- Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
- Раскрытие информации о движении денежных средств в бухгалтерской отчетности
- Часть 2
- Понятие и классификация финансовых вложений
- Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности
- Часть 1. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
- Часть 2. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:
- Выручка от реализации продукции (работ, услуг), ее состав, структура и факторы роста.
- Отражение в учете выручки от продажи продукции (работ, услуг)
- Счет 91 "Прочие доходы и расходы" корреспондирует со счетами:
- Часть 2
- 1. Расходы будущих периодов как объект бухгалтерского учета
- Часть 1 отчет о прибылях и убытах.
- Строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж:
- Счет 90 "Продажи"
- Счет 90 "Продажи" корреспондирует со следующими счетами Плана:
- Часть 1. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- Публичность бухгалтерской отчетности
- Понятие о консолидированной бухгалтерской отчетности
- Часть 2
- Часть 1.Классификация счетов бухгалтерского учета
- Счет «Материалы» Дебет Кредит
- План счетов бухгалтерского учета
- Часть 2. Особенности учета продукции (работ, услуг) при использовании счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»