logo
Билеты по буху_общий стиль

Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Данный метод применяется в организациях со следующими при­знаками производственного процесса:

• массовый характер производства одного или нескольких видов продукции;

• краткий период технологического процесса;

• незавершенное производство отсутствует или незначительно.

К таким организациям следует отнести организации добывающих отраслей (угледобывающей, нефтедобывающей и др.) промышленно­сти, строительных материалов, электро- и теплостанции и др. Широ­ко применяется попроцессный метод в энергетических хозяйствах вспомогательных производств.

При попроцессном методе затраты учитываются по установлен­ным статьям калькуляции по всему производственному процессу или по отдельным стадиям процесса производства. По окончании отчет­ного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на количество единиц выпущенной продукции и исчисляют се­бестоимость одной калькуляционной единицы.

В зависимости от количества наименований выпускаемой продук­ции и наличия незавершенного производства различают три вариан­та начисления себестоимости единицы продукции.

Первый вариант (самый простой) применяется в основном про­изводстве тех организаций, где вырабатывается один вид продукции и отсутствует незавершенное производство - организациях угольной и горнорудной промышленности, при производстве строительных материалов, в энергетических хозяйствах вспомогательных произ­водств и др. Себестоимость единицы продукции в указанных произ­водствах определяют делением суммы затрат по производственному процессу на количество единиц выпущенной продукции.

В угольной промышленности, например, затраты по добыче и продаже угля, учтенные по всем стадиям технологического процесса (подготовительная выра­ботка, выемка угля, погрузка в вагоны, транспортировка, порододоработка, сор­тировка и обогащение угля) делят на количество тонн добытого угля и определя­ют себестоимость 1 т. В электросиловом хозяйстве вспомогательных производств затраты по нему делят на количество выработанной электроэнергии и определя­ют себестоимость 1 кВт-ч.

Второй вариант применяют в тех производствах, где вырабаты­вается несколько видов продукции и отсутствует незавершенное про­изводство - на электростанциях, где одновременно вырабатывается электро- и тепловая энергия, в организациях нефтедобывающей про­мышленности (добываются нефть и газ) и др.

При одновременной выработке или добыче различных видов про­дукции затраты, относящиеся к определенному виду продукции, учи­тывают по этим видам продукции. Общие для всех видов продукции расходы распределяют между видами продукции установленными в организации способами.

нефти и газа затраты по амортизации скважин, на те­кущий ремонт подземного оборудования, увеличение отдачи пластов, деэмульсию, перекачку и хранение нефти, стоимость потребленной электроэнергии относят на нефть, а расходы на сбор и транспортировку газа — на газ. Все остальные расхо­ды по добыче нефти и газа распределяют между ними пропорционально массе валовой добычи нефти и газа.

Третий вариант исчисления себестоимости единицы продукции применяется в производствах с достаточно длительным периодом про­цесса производства, имеющих поэтому незавершенное производство на конец отчетного периода (организациях лесозаготовительной, тор­фяной отраслей промышленности и др.).

Остатки незавершенного производства на начало и конец отчет­ного периода оценивают установленным в организации способом (как правило, по нормативной себестоимости). Затем затраты отчетного периода корректируют на стоимость незавершенного производства на начало и конец отчетного периода и делят скорректированную сум­му затрат на количество единиц выработанной продукции.

В некоторых организациях незавершенное производство пересчиты­вают по установленным коэффициентам в готовую продукцию. Себе­стоимость единицы продукции в этом случае определяют делением сум­мы затрат отчетного месяца на количество приведенных единиц.

БИЛЕТ № 13

Часть 1. Государственная система регулирования и контроля бухгалтерского учета. Нормативные документы.(4 уровня документов).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету - ПБУ), другие носят ре­комендательный характер (План счетов бухгалтерского учета, мето­дические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

• 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постанов­ления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского уче­та в организации;

• 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

• 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств;

• 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого

предприятия.

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бух­галтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет пра­вовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, орга­низацию, основные направления бухгалтерской деятельности и со­ставления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предприниматель­ства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке мало­го предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, По­становление Правительства Российской Федерации «О Программе ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с международны­ми учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.

Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод ос­новных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определен­ного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечествен­ном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время в России разработано и утверждено 19 положений по бухгалтерскому учету и отчетности (см. п. 1.7).

На втором уровне системы нормативных документов единствен­ным регулирующим органом является Минфин РФ.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

• название и номер ПБУ;

• общие положения (указываются сфера применения соответствующе­го ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

• определения (основные определения и понятия по соответствую­щему объекту учета);

• оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

• порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);

• раскрытие информации (указывается состав информации, подле­жащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов но­сят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) при­званы конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отрас­левыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР дей­ствовало 140 отраслевых инструкций). Значительная часть норматив­ных документов третьего уровня приведена в п. 1.7.

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) опреде­ляют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:

• документ по учетной политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных учетных доку­ментов;

• графики документооборота;

• утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что многие организации ограничиваются разра­боткой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетно­сти), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают по­рядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгал­терском учете» и другими нормативными документами.

Билет № 14