Классификация затрат для принятия решений
Для принятия управленческих решений затраты разделяются на:
• переменные, полупеременные и постоянные;
• принимаемые и не принимаемые в расчет;
• явные и альтернативные;
• безвозвратные;
• инкрементные и маргинальные.
К переменным относят затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции (сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические нужды и др.). Помимо прямых материальных и трудовых затрат переменными являются некоторые виды косвенных материальных и трудовых затрат (вспомогательные материалы, затраты на инструменты, почасовая оплата оператора на компьютерах и др.).
В расчете на единицу продукции переменные расходы составляют постоянную величину. На практике это постоянство довольно часто нарушается - например, при закупке сырья и материалов большими партиями поставщик предоставляет покупателю скидку с цены. Стоимость израсходованных сырья и материалов зависит от структуры транспортных расходов, замены одного вида материалов другими и ряда других факторов. Все это должно приниматься во внимание менеджерами при планировании стоимости материалов и оценке эффективности их использования. Однако для учетных целей все эти факторы во внимание не принимают.
Условно-переменные (полупеременные) затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной.
Часть этих затрат изменяется вместе с изменением объема производства, а часть остается неизменной. К полупеременным расходам можно отнести плату за телефон, состоящую из постоянной абонентской платы (постоянная часть) и оплаты междугородних и международных телефонных разговоров (переменная часть). Из калькуляционных статей к переменным расходам относят общепроизводствен, ные расходы, расходы на продажу и некоторые другие, в составе которых некоторые затраты являются переменными по отношению к объему производства, а другие постоянными.
При планировании и оценке условно-переменных расходов нуж, но пользоваться исчисленными коэффициентами зависимости этих расходов от объема производства (примерные коэффициенты приведены в табл. 11.1).
Коэффициенты зависимости определяются, как правило, методами корреляционного анализа.
Таблица 11.1
КОЭФФИЦИЕНТЫ ЗАВИСИМОСТИ РАСХОДОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ ОТ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Статьи затрат
| Коэффициент зависимости
|
1 ) Амортизация оборудования и транспортных средств
| 0,2
|
2) Эксплуатация оборудования (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии и др.)
| 0,8
|
3) Текущий ремонт оборудования и транспортных средств
| 0,6
|
4) Внутризаводское перемещение грузов
| 0,7
|
5) Прочие расходы
| 0,3
|
Итого:
| 0,6
|
Размер постоянных затрат (амортизационные отчисления по зданиям и сооружениям, заработная плата управленческого персонала, арендные платежи и др.) почти не зависит от изменения объема производства продукции. Из калькуляционных статей в качестве постоянных расходов принимаются общехозяйственные расходы.
В расчете на единицу продукции постоянные расходы изменяются вместе с изменением объема производства. При этом возникает обратная пропорциональная зависимость.
Например, если при объеме производства продукции в 100000 руб. общехозяйственные расходы составляют 20000 руб., то в расчете на единицу продукции (1руб.) эти расходы составляют 20 коп.
При увеличении объема производства вдвое общехозяйственные расходы не изменяются, а в расчете на единицу продукции они составляют 10 коп. (20000 руб.: 200000 руб.), или в 2 раза меньше, чем при первоначальном объеме производства.
Следует отметить, что какая-то часть общехозяйственных расходов может оказаться зависимой от объема производства.
Например, при значительном увеличении объема производства может быть увеличена заработная плата менеджерам; как правило, улучшается их техническое оснащение (мобильными телефонами, транспортом и др.), может возрасти стоимость телефонных переговоров и т.д.
Постоянные расходы, оставаясь независимыми от объема производства, могут изменяться под влиянием других факторов (роста цен при инфляции и др.).
Эти изменения принимают во внимание при сопоставлении фактической величины общехозяйственных расходов с плановой и должны учитываться при планировании этих постоянных расходов на следующие периоды.
Вместе с тем указанные и другие подобные изменения, как правило, не оказывают существенного влияния на величину общехозяйственных расходов, поэтому в планировании, учете и контроле общехозяйственные расходы принимаются в качестве постоянных.
Следует отметить, что затраты являются постоянными только в пределах определенного уровня деловой активности (объема производства или продаж). При существенном изменении уровня деловой активности (релевантного уровня) изменяются и постоянные расходы. Поэтому если рассматривать постоянные расходы за длительный период времени (несколько лет), то можно заметить ступенчатый характер изменения постоянных расходов.
Принимаемые в расчет (релевантные) затраты - это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению; не принимаемые в расчет затраты (нерелевантные) не имеют отношения к принимаемому решению.
Пример. Необходимо решить вопрос о выборе транспортных средств для поездок одного или нескольких представителей организации г. Иваново в Москву.
При использовании поезда (выходит из г. Иваново поздно вечером и приходит в Москву рано утром) стоимость поездки на одного работника составляет 850 руб. (500 руб. - стоимость билетов, 300 руб. - суточные, 50 руб. - оплата постельного белья).
Для исчисления расходов на поездку на служебном автомобиле нужно определить принимаемые в расчет затраты:
• стоимость бензина - 700 руб.;
• заработная плата водителя - 200 руб.;
• отчисления на социальные нужды - 72 руб.
Итого 972 руб.
Затраты по страхованию автомобиля, амортизационные отчисления по нему и некоторые другие в расчет не были приняты, поскольку они не зависят от принимаемого решения.
На основании осуществленных расчетов можно сделать вывод о целесообразности использования поезда для поездки одного сотрудника в Москву. При поездке двух и более сотрудников выгоднее использовать служебный транспорт.
Явные затраты организация осуществляет в процессе производ, ства и продажи продукции (работ, услуг); альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативных вариантов. Они означают упущенную выгоду возникающую при ограниченных ресурсах.
Пример. Организация имеет 10 грузовых автомобилей, занятых перевозкой строительных материалов. Поступил заказ на перевозку мебели, для выполнения которого нужно выделить одну машину. При отказе от перевозки 1/10 части стро-отельных материалов сумма дохода уменьшится на 50000 руб. Эта сумма считается вмененными затратами. Величина вмененных затрат должна быть компенсирована при заключении договора на перевозку мебели.
В первичных бухгалтерских документах альтернативные затраты не отражаются, поскольку носят расчетный характер. Указанные расходы иногда называют «воображаемыми».
Безвозвратными (затратами истекшего периода) называются затраты, которые уже возникли в результате ранее принятого решения. На сумму понесенных затрат уже не могут повлиять никакие альтернативы. К данным затратам относят остаточную стоимость амортизируемого имущества. При любом варианте использования этого имущества остаточную стоимость списывают либо на затраты по производству продукции (в виде амортизационных отчислений), либо на операционные расходы (при продаже и списанию имущества). К безвозвратным затратам относят также стоимость ранее закупленных материальных ресурсов, которые по ряду обстоятельств невозможно использовать (так называемые неликвиды) и др.
Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров.
Если, например, в результате дополнительного выпуска продук ции затраты увеличатся на 500 тыс. руб., то эта сумма составляет ин- крементные затраты.
Маргинальные (предельные) затраты - это дополнительные зат- раты на единицу продукции (а не на весь выпуск).
БИЛЕТ № 3
- Документальное оформление движения основных средств
- Аналитический учет основных средств
- Синтетический учет наличия и движения основных средств
- Часть 1. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению.
- Часть 2. Классификация расходов и затрат. Учет расходов по элементам затрат Понятия «затраты», «расходы», «издержки»
- Признание расходов в бухгалтерском учете
- Классификация затрат для принятия решений
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 1. Предмет и метод бухучета.
- Часть 2. Учет материально-производственных запасов Материально-производственные запасы, их классификация
- Оценка материально-производственных запасов
- Часть 1.Содержание баланса и его структура.
- Часть 2 Учет кредитов банков, учет займов, учет целевого финансирования и поступлений Учет кредитов и займов
- Учет целевого финансирования
- Часть 1 Виды балансов Виды бухгалтерских балансов
- Типы изменений в бухгалтерском балансе
- Учет расчетов с учредителями и акционерами
- Часть 1. Классификация бухгалтерских документов.
- Часть 2
- Часть 1.
- Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь.
- Часть 2. Учет резервного капитала. Учет добавочного капитала Учет резервного капитала
- Учет добавочного капитала
- Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убыта
- Часть 1. Двойная запись, ее сущность и назначение.
- Учет формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
- Часть 1. Задачи учета, требования, предъявляемые к учету.
- Часть 2 Амортизация основных средств
- Начисление амортизации в бухгалтерском учете
- Налоговый и бухгалтерский учет основных средств, ранее бывших в эксплуатации Начисление амортизации в бухгалтерском и налоговом учете
- Документальное подтверждение срока эксплуатации объекта
- Часть 1.
- Часть 2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов. Задачи учета нематериальных активов
- Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности
- Часть 2. Попроцессный метод калькулирования.
- Попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции
- Часть 1. Понятие и формирование учетной политики
- Выбор вариантов учета и оценки объектов учета
- Часть 2. Учет амортизации на. Раскрытие информации о на в бухгалтерской отчетности.
- Часть 1. Инвентаризация.
- Документальное оформление инвентаризации тмц и отражение ее результатов в учете.
- Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
- Часть 1. Основные элементы и средства системы организации бухгалтерского учета. Учетная политика. Профессиональная этика бухгалтера.
- Профессиональная этика бухгалтеров
- Учет денежных средств на расчетных счетах организации.
- Часть 1. Российские и международные стандарты бухгалтерского учета: понятия, отличия
- Часть 2.
- Часть 1. Сущность и задачи управленческого учета
- Основные задачи управленческого учета:
- Часть 2. Учет расчетов с подотчетными лицами.
- Часть 1. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
- Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
- Раскрытие информации о движении денежных средств в бухгалтерской отчетности
- Часть 2
- Понятие и классификация финансовых вложений
- Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности
- Часть 1. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
- Часть 2. Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:
- Выручка от реализации продукции (работ, услуг), ее состав, структура и факторы роста.
- Отражение в учете выручки от продажи продукции (работ, услуг)
- Счет 91 "Прочие доходы и расходы" корреспондирует со счетами:
- Часть 2
- 1. Расходы будущих периодов как объект бухгалтерского учета
- Часть 1 отчет о прибылях и убытах.
- Строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж:
- Счет 90 "Продажи"
- Счет 90 "Продажи" корреспондирует со следующими счетами Плана:
- Часть 1. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- Публичность бухгалтерской отчетности
- Понятие о консолидированной бухгалтерской отчетности
- Часть 2
- Часть 1.Классификация счетов бухгалтерского учета
- Счет «Материалы» Дебет Кредит
- План счетов бухгалтерского учета
- Часть 2. Особенности учета продукции (работ, услуг) при использовании счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»