План организации бухгалтерского учета
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; План счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.
В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на их получение от вышестоящей организации.
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй — по отчетности, получаемой от отдельных подразделений предприятия.
В плане технического оформления учета дается детальная характеристика формы учета, которая будет применена на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.
Значительное место в плане технического оформления учета должно быть уделено механизации и автоматизации учета. Причем помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и различного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).
В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.
При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
В настоящее время сложилось три основных типа организации структуры бухгалтерий: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7—9 человек.
При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, бюро, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами.
При комбинированной организации структуры бухгалтерии в ней выделяются специальные структурные подразделения (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ.
- 1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Общие положения
- Цель бухгалтерского учета
- Основы организации бухгалтерского учета
- Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете
- Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете
- Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов
- Оценка активов, обязательств, доходов и расходов
- 2. Объекты бухгалтерского учета и их классификация. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета и его объекты
- Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- Понятия «допущения» и «требования»
- Основополагающие бухгалтерские принципы
- Качественные характеристики
- 3. Счета и двойная запись. Синтетический и аналитический учет. План счетов бухгалтерского учета. Понятие о счетах бухгалтерского учета
- Сущность и значение двойной записи на счетах
- Синтетический и аналитический учет
- Оборотные ведомости
- План счетов бухгалтерского учета
- 4. Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета. Запись операции на счета бухгалтерского учета
- Учетные регистры
- Способы исправления в учетных записях
- Формы бухгалтерского учета
- Организация бухгалтерского учета
- План организации бухгалтерского учета
- Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 5. Учет долговых инвестиций и источников их финансирования Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
- Организация учета долгосрочных инвестиций
- Учет затрат по строительству объектов
- Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования
- Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж
- Учет приобретения основных средств
- Учет прочих капитальных затрат
- Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- 6. Понятие, классификация и оценка основных средств Понятие основных средств
- Основные задачи бухгалтерского учета
- Оценка основных средств
- Единица учета основных средств
- 7. Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств Учет поступления ос
- Передача в монтаж
- Приемка работ по ремонту, реконструкции и модернизации
- Перемещение ос
- Списание ос
- Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 8. Учет амортизации основных средств. Учет ремонта ос Понятие амортизации ос
- Способы начисления амортизации
- Учет ремонта основных средств
- 9. Понятие, классификация, оценка и учет нематериальных активов Понятие на, условия отнесения имущества к на
- Объекты, относящиеся к на
- Классификация на
- Документальное оформление движения нематериальных активов
- Синтетический и аналитический учет нематериальных активов
- Учет амортизации нематериальных активов
- Учет выбытия нематериальных активов
- 10. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи учета Понятие
- Основные задачи учета
- Классификация материалов
- Методы оценки запасов
- Документальное оформление поступления и расходов производственных запасов
- Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- Синтетический учет производственных запасов
- 11. Виды, формы и система оплаты труда, порядок ее начисления Задачи учета труда
- Доплаты за отступление т нормальных условий работы
- Порядок исчисления среднего заработка
- Состав фонда заработной платы и выплат социального характера
- 12. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции. Учет удержаний из з/п. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции
- Синтетический учет расчетов по оплате труда
- Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
- Учет удержаний из заработной платы
- Отчетность по труду и его оплате
- 13. Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Задачи учета затрат на производство
- Понятие расходов организации и определение их величины
- Признание расходов организации
- Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
- 14. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции Учет расходов по элементам затрат
- Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
- Учет материальных затрат: методы
- Учет затрат на оплату труда
- Учет расходов по обслуживанию производства и управлению
- Учет потерь от брака
- Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов
- 15. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Себестоимость и калькуляция
- 16. Готовая продукция и ее оценка. Учет поступления готовой продукции
- Задачи учета
- Оценка готовой продукции
- Синтетический учет готовой продукции
- 17. Учет продажи продукции Документальное оформление договора на поставку готовой продукции
- Цены продажи
- Оперативный учет
- Порядок синтетического учета продажи продукции
- Методы продажи
- Исчисление ндс
- 18. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке Определение выручки
- Признание выручки
- Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- Учет расходов на продажу
- Отчетность по готовой продукции
- 19. Учет кассовых операций и денежных документов Задачи учета
- Порядок хранения и расходования денежных средств
- Первичные документы
- Документирование операций
- Условия работы с денежной наличностью
- Синтетический учет
- Отчет о движении денежных средств
- 20. Безналичные формы расчетов Порядок осуществления
- Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке
- 21. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Изменения оценки отдельных видов вложений
- Оценка ценных бумаг
- Учет вкладов в уставные капиталы других организаций
- Учет финансовых вложений в акции
- Учет финансовых вложений в займы
- 22. Учет расчетов. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности Понятие
- Исковая давность
- Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Учет авансов выданных и полученных
- 23. Учет расчетов с покупателями и заказчиками и поставщиками и подрядчиками Учет расчетов с использованием векселей
- Учет расчетов по посредническим операциям
- Учет продажи продукции при товарообменных (бартерных) сделках
- 24. Учет кредитов и займов. Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности
- Учет кредитов банка
- Учет займов
- 25. Учет расчетов по федеральным налогам
- 26. Учет региональных налогов и сборов
- Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 27. Учет денежных средств и операций в иностранной валюте Оценка активов и обязательств организаций в иностранной валюте
- Учет курсовой разницы
- Учет операций по обязательной продаже валютной выручки
- 28. Учет капитала Состав собственного капитала
- Учет уставного капитала акционерного общества
- Учет резервного капитала
- Учет добавочного капитала
- Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
- Учет целевого финансирования
- 29. Учет финансовых результатов Понятие и классификация доходов организации
- Показатели прибыли и порядок их формированя
- Структура и порядок формирования финансового результата
- Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
- Учет операционных доходов и расходов
- Учет внереализационных доходов и расходов
- Учет прибылей и убытков
- 30. Бухгалтерская отчетность организации Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
- Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
- Порядок составления бухгалтерских отчетов
- Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
- Правила оценки статей баланса
- Отчет о движении денежных средств
- Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- 31. Особенности учета арендованных основных средств
- 33. Учет потерь от брака
- 37. Учет начислений з/п. Особенности определения среднемесячной з/п. Синтетический учет расчетов по оплате труда
- Порядок исчисления среднего заработка
- 38. Учет и инвентаризация незавершенного производства
- 39. Учет выбытия ос, расчет и учет ндс и финансовых результатов от реализации ос