20. Безналичные формы расчетов Порядок осуществления
Денежные расчеты осуществляются организацией либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные).
Иногородними называют расчеты между организациями, обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных пунктах, а одногородними — расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.
Формы безналичных расчетов.
Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ (8):
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты по инкассо;
в) расчеты по аккредитиву;
г) расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:
плательщика — о списании денежных средств со своего счета и
перечислении их на счет получателя;
получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов.
Расчеты платежными поручениями.
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.
Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:
а) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) в целях возврата размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;
г) по распоряжению физических лиц или в пользу физических лиц;
д) в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Расчеты по инкассо.
Расчеты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.
Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.
Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.
Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре.
При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств.
При частичном отказе от акцепта платежное требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику.
Расчеты инкассовыми поручениями.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
а) если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;
б) для взыскания по исполнительным документам;
в) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
Инкассовое поручение составляется по установленной Положением (8) форме. В поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, исполнительный документ или договор. К поручению должен быть приложен подлинник исполнительного документа или его дубликат.
При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:
а) по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскивания;
б) при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
в) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
При расчетах платежными поручениями и расчетах по инкассо расчеты у поставщиков отражают как продажу продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует
счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.
Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.
Аккредитив — это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).
При открытии покрытого аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива в порядке, определенном соглашением между банками.
Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.
Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств и др.).
Расчеты чеками.
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Их хранение осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
В соответствии с Положением для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Эти чеки могут использоваться клиентами данной кредитной организации, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Вместе с тем они не могут применяться для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.
При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки для зачисления денег на его расчетный счет.
- 1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России Общие положения
- Цель бухгалтерского учета
- Основы организации бухгалтерского учета
- Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете
- Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете
- Критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов
- Оценка активов, обязательств, доходов и расходов
- 2. Объекты бухгалтерского учета и их классификация. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета. Основные задачи бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета и его объекты
- Основные правила (принципы) бухгалтерского учета
- Понятия «допущения» и «требования»
- Основополагающие бухгалтерские принципы
- Качественные характеристики
- 3. Счета и двойная запись. Синтетический и аналитический учет. План счетов бухгалтерского учета. Понятие о счетах бухгалтерского учета
- Сущность и значение двойной записи на счетах
- Синтетический и аналитический учет
- Оборотные ведомости
- План счетов бухгалтерского учета
- 4. Учетные регистры. Формы бухгалтерского учета. Организация бухгалтерского учета. Запись операции на счета бухгалтерского учета
- Учетные регистры
- Способы исправления в учетных записях
- Формы бухгалтерского учета
- Организация бухгалтерского учета
- План организации бухгалтерского учета
- Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- 5. Учет долговых инвестиций и источников их финансирования Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
- Организация учета долгосрочных инвестиций
- Учет затрат по строительству объектов
- Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу оборудования
- Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж
- Учет приобретения основных средств
- Учет прочих капитальных затрат
- Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций
- 6. Понятие, классификация и оценка основных средств Понятие основных средств
- Основные задачи бухгалтерского учета
- Оценка основных средств
- Единица учета основных средств
- 7. Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств Учет поступления ос
- Передача в монтаж
- Приемка работ по ремонту, реконструкции и модернизации
- Перемещение ос
- Списание ос
- Синтетический учет наличия и движения основных средств
- 8. Учет амортизации основных средств. Учет ремонта ос Понятие амортизации ос
- Способы начисления амортизации
- Учет ремонта основных средств
- 9. Понятие, классификация, оценка и учет нематериальных активов Понятие на, условия отнесения имущества к на
- Объекты, относящиеся к на
- Классификация на
- Документальное оформление движения нематериальных активов
- Синтетический и аналитический учет нематериальных активов
- Учет амортизации нематериальных активов
- Учет выбытия нематериальных активов
- 10. Материально-производственные запасы, их классификация, оценка, задачи учета Понятие
- Основные задачи учета
- Классификация материалов
- Методы оценки запасов
- Документальное оформление поступления и расходов производственных запасов
- Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии
- Синтетический учет производственных запасов
- 11. Виды, формы и система оплаты труда, порядок ее начисления Задачи учета труда
- Доплаты за отступление т нормальных условий работы
- Порядок исчисления среднего заработка
- Состав фонда заработной платы и выплат социального характера
- 12. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции. Учет удержаний из з/п. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции
- Синтетический учет расчетов по оплате труда
- Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
- Учет удержаний из заработной платы
- Отчетность по труду и его оплате
- 13. Основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Задачи учета затрат на производство
- Понятие расходов организации и определение их величины
- Признание расходов организации
- Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
- 14. Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции Учет расходов по элементам затрат
- Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции
- Учет материальных затрат: методы
- Учет затрат на оплату труда
- Учет расходов по обслуживанию производства и управлению
- Учет потерь от брака
- Учет потерь от простоев и прочих производственных расходов
- 15. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Себестоимость и калькуляция
- 16. Готовая продукция и ее оценка. Учет поступления готовой продукции
- Задачи учета
- Оценка готовой продукции
- Синтетический учет готовой продукции
- 17. Учет продажи продукции Документальное оформление договора на поставку готовой продукции
- Цены продажи
- Оперативный учет
- Порядок синтетического учета продажи продукции
- Методы продажи
- Исчисление ндс
- 18. Определение выручки, ее признание и раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о выручке Определение выручки
- Признание выручки
- Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
- Учет расходов на продажу
- Отчетность по готовой продукции
- 19. Учет кассовых операций и денежных документов Задачи учета
- Порядок хранения и расходования денежных средств
- Первичные документы
- Документирование операций
- Условия работы с денежной наличностью
- Синтетический учет
- Отчет о движении денежных средств
- 20. Безналичные формы расчетов Порядок осуществления
- Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке
- 21. Понятие, классификация и оценка финансовых вложений. Изменения оценки отдельных видов вложений
- Оценка ценных бумаг
- Учет вкладов в уставные капиталы других организаций
- Учет финансовых вложений в акции
- Учет финансовых вложений в займы
- 22. Учет расчетов. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки расчетов и исковой давности Понятие
- Исковая давность
- Учет расчетов с покупателями и заказчиками
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Учет авансов выданных и полученных
- 23. Учет расчетов с покупателями и заказчиками и поставщиками и подрядчиками Учет расчетов с использованием векселей
- Учет расчетов по посредническим операциям
- Учет продажи продукции при товарообменных (бартерных) сделках
- 24. Учет кредитов и займов. Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности
- Учет кредитов банка
- Учет займов
- 25. Учет расчетов по федеральным налогам
- 26. Учет региональных налогов и сборов
- Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- 27. Учет денежных средств и операций в иностранной валюте Оценка активов и обязательств организаций в иностранной валюте
- Учет курсовой разницы
- Учет операций по обязательной продаже валютной выручки
- 28. Учет капитала Состав собственного капитала
- Учет уставного капитала акционерного общества
- Учет резервного капитала
- Учет добавочного капитала
- Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
- Учет целевого финансирования
- 29. Учет финансовых результатов Понятие и классификация доходов организации
- Показатели прибыли и порядок их формированя
- Структура и порядок формирования финансового результата
- Учет операционных и внереализационных доходов и расходов
- Учет операционных доходов и расходов
- Учет внереализационных доходов и расходов
- Учет прибылей и убытков
- 30. Бухгалтерская отчетность организации Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
- Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности
- Порядок составления бухгалтерских отчетов
- Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей
- Правила оценки статей баланса
- Отчет о движении денежных средств
- Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- 31. Особенности учета арендованных основных средств
- 33. Учет потерь от брака
- 37. Учет начислений з/п. Особенности определения среднемесячной з/п. Синтетический учет расчетов по оплате труда
- Порядок исчисления среднего заработка
- 38. Учет и инвентаризация незавершенного производства
- 39. Учет выбытия ос, расчет и учет ндс и финансовых результатов от реализации ос