Формирование и использование резерва сомнительных долгов.
В бухгалтерском учете резерв - явление виртуальное. Это не горы денег, которые откладываются на черный день, и не запасы на отдельных счетах или в хранилищах. Резервы относятся к пассива баланса предприятия. То есть наряду с другими собственными источниками происхождения активов (таких как взносы учредителей, нераспределенная прибыль и др.) резервы позволяют понять, откуда взялись те или иные активы и для чего они предназначаются . Ведь сумма чистых активов (т.е. активов, обеспеченных собственными средствами предприятия) теоретически остается в собственном распоряжении предприятия. Напомним, собственные и привлеченные источники средств вместе составляют сумму баланса предприятия.
Так, резервы - это часть собственного капитала, т.е. средств с собственным источником происхождения, которая предназначается для погашения отдельных (целевых) расходов или осуществления расчетов. Их существование обусловлено принципом осмотрительности. Напомним, по этому принципу методы оценки, применяемые в бухгалтерском учете, должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия. Например, при использовании наемного труда предприятие в соответствии с законодательством обязано оплачивать работникам отпуска независимо от того, когда и в каком размере должны быть выплачены отпускные. И это при том, что такие выплаты не используются в хозяйственной деятельности и не связаны с получением будущих экономических выгод. Итак, для своевременной и полной выплаты отпускных предприятию нужно оставить про запас определенную сумму средств в составе пассивов, которую впоследствии можно будет потратить на выплаты отпускникам.
В украинском учета выделяют следующие группы резервов:
• резерв сомнительных долгов (обеспечение на случай непогашения дебиторской задолженности);
• резерв отпусков (обеспечение оплаты отпусков)
• резерв (обеспечение) гарантийных обязательств;
• резерв выплат (обеспечение призового фонда) при проведении лотерей, розыгрышей и т.п.;
• резерв (обеспечение) других расходов и платежей.
В рамках данной публикации речь пойдет именно о первом вид резервов - резерв сомнительных долгов.
Согласно п. 7П(С)БУ10«Дебиторская задолженность» текущая дебиторская задолженность включается в итог баланса по чистой стоимости реализации . А чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности определяется как сумма текущей дебиторской задолженности, уменьшенная на резерв сомнительных долгов. Таким образом, определение суммы резерва сомнительных долгов - необходимое условие деятельности любого предприятия, которое имеет дебиторскую задолженность. Этот резерв создается как источник погашения части дебиторской задолженности, по которой существует уверенность о ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности. Резерв сомнительных долгов рассчитывается только для той части дебиторской задолженности, по которой выполняются одновременно следующие условия:
• задолженность является финансовым активом, то есть возникла вследствие обычной хозяйственной деятельности (к этой категории не входят приобретенная задолженность и задолженность, предназначенная для продажи);
• задолженность является текущей дебиторской задолженности . Для долгосрочной задолженности резерв не рассчитывается, это следует из формы баланса, в которой строка 162 «Резерв сомнительных долгов» уменьшает сумму строки 160 «Чистая реализационная стоимость» дебиторской задолженности, которая включается в состав оборотных активов в разделе 2 актива баланса, тогда как сумма долгосрочной дебиторской задолженности отражается в первом разделе актива в строке 050;
• задолженность не отнесена к безнадежной .
Механизм расчета суммы резерва изложены в п. 8 и 9 П (С) БУ 10 , а пример приведен в приложении к настоящему Положению. Следовательно, сумма резерва сомнительных долгов определяется по одному из двух методов:
- Или по методу абсолютной суммы сомнительной задолженности,
- Или по методу применения коэффициента сомнительности.
- Раздел 1.
- 1.1.Учет денежных средств и финансовых инвестиций. Порядок сохранения денег в кассе
- 1.1.1.Кассовые операции.
- 1.1.2.Операции по расчетному, валютному и прочим счетам в банках. Оперативность получения и использования информации о движении денежных средств для управления финансовой деятельностью.
- Состав и структура эквивалентов денежных средств.
- 1.1.3.Учет подотчетных сумм. Порядок выдачи подотчетных сумм и своевременность предоставления авансовых отчетов.
- 1.1.4.Планирование и контроль наличия и движения денежных средств . Использование учетной информации для управления денежными потоками
- 1.1.5.Учет финансовых инвестиций
- 1.2.Учет расчетных и кредитных операций.
- 1.2.1.Учет расчетов с поставщиками и покупателями. Система контроля за своевременным погашением задолженности.
- Формирование и использование резерва сомнительных долгов.
- Метод абсолютной суммы сомнительной задолженности
- Метод применения коэффициента сомнительности
- 1.2.2.Учет оплаты труда и расчетов с работниками.
- 1.2.3. Учет расчетов по страхованию.
- 1.2.4.Учет расчетов с бюджетом и внебюджетным платежам. Система контроля за своевременной оплатой налогов и прочих обязательных платежей.
- 1.2.5.Учет кредитных операций и вексельных расчетов. Эффективность использования полученных займов банка и своевременность их возврата.
- 1.2.6.Инвентаризация расчетов.
- 1.3.Учет производственных запасов. Система сохранения тмц. Система документального оформления тмц.
- 1.4.Учет капитальных инвестиций, основных средств и нематериальных активов. Система долгосрочного планирования инвестиций на основе учетных расчетов.
- 1.4.1 Учет капитальных инвестиций. Организация поступления и списания ос.
- Организация учета основных средств.
- 1. Основные средства.
- 2. Другие необоротные материальные активы.
- Особенности учета нематериальных активов.
- 1.5.Учет затрат и доходов предприятия. Состав доходов и затрат деятельности.
- 1.6.Учет внешнеэкономических операций.
- 1.7.Учет собственного капитала и финансовых результатов. Формирование уставного капитала и добавочного капитала предприятия.
- 2.1.Организация работы при составлении финансовой отчетности.
- 2.2.Организация и использование результатов анализа отчетности. Общая оценка финансового состояния предприятия.
- Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
- Этика и этикет деловых отношений. Этика деловых отношений.
- Деловой этикет.
- Этические проблемы.
- Отчет по выполнению индивидуального задания. Учет основных средств и анализ их использования на примере пат «ммк имени Ильича»