logo
БУХУЧЕТ В ОБЩЕПИТЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Раздел 3. Учет готовой продукции на складе и в бухгалтерии.

Раздел 4. Учет финансовых результатов

Раздел 5. Учет издержек обращения и прибыли общественного питания.

Контрольная работа

Тесты

Приложения

Список литературы

1. Задачи и основы бухгалтерского учета на предприятиях

общественного питания.

1.1 Принципы калькулирования продажных цен в общественном питании.

Для успешного управления деятельностью предприятия общественного питания необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета. В зависимости от характера данных, методов их получения и способов группировки хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет используется для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия (выполнения договоров, прием и отгрузка товара, продажа). Для статистического учета используется информация о структуре основных средств, доходах и численности работающих и другие сведения с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, использует результаты оперативного и бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основе документов. В бухгалтерском учете хозяйственные средства и операции с ними регистрируются все без исключения (сплошной учет), изменение состояния хозяйственных средств и процессов отражается непрерывно и в хронологической последовательности(непрерьивный учет), все хозяйственные операции своевременно оформляются документами. В основе хозяйственной деятельности предприятия общественного питания лежат процессы приобретения, хранения, продаж товаров, а также изготовления собственной продукции. Поэтому основными целями бухгалтерского учета являются: - Контроль над сохранностью товаров; готовой продукции; - Своевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе - Предоставление руководству предприятия информации о составлении товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих целей решается целый комплекс бухгалтерских задач:

1. Проверка правильности документального оформления товарньих операций, своевременное и правильное отражение их в учете; 2. Контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;

3. Контроль за финансовыми показателями (размер прибыли, источники поступления средств и порядок их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления от прибыли и т.д.), за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов; 4. Учет расходования фонда заработной платы; 5. Выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства ( издержки обращения покрываются за счет торговых наценок, включаемых в цену товара, но за счет наценки образуется и прибыль); 6. Контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета должны быть установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, кроме того, необходимо своевременно и качественно проводить инвентаризации и ревизии. На предприятиях общественного питания особая ответственность лежит на калькуляторе и заведующем производством, поскольку от их работы зависит соблюдение норм вложения, стоимость готовой продукции и многое другое.

Предприятия общественного питания могут осуществлять свою деятельность, как в торговых залах предприятия, так и за его пределами на основании устава. Они подразделяются на следующие типы: ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная, и т. д., а рестораны и бары - также и на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником. Подтверждение соответствия предприятий выбранному типу и классу производится органами по сертификации, аккредитованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации в установленном порядке.

Для успешного функционирования предприятий общественного питания любого типа и класса требуется рационально организованный бухгалтерский учет и контроль, обеспечивающий получение точных данных выпуска продукции и товарооборота по видам продаж в натуральном нежном измерениях.

Особенность товарооборота предприятий общественного питания состоит в том, что здесь процессы производства, продаж и потребления продукции тесно связаны между собой. Они происходят ежедневно и совершаются в одном месте - столовой, ресторане, кафе и т. д. Реализуемая продукция общественного питания включается в состав розничного товарооборота. Бухгалтерский учет на предприятиях общественного питания, с одной троны, отражает процессы производства, а с другой - процессы торговли. Обеспечение сохранности выпускаемой продукции, запасов сырья, других материальных и денежных ресурсов является одной из задач бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания. Для этого в каждом таком предприятии (столовой, кафе, ресторане и т. д.) должен быть организован строгий контроль за движением сырья и продуктов, в кладовых и в производстве, правильным установлением торговой наценки продажных цен на продукцию кухни и кулинарные изделия, своевременным оприходованием выручки и сдачей ее в банк.

На предприятии общественного питания изготавливается готовая продукция (первые, вторые и третьи блюда, горячие и холодные закуски, кулинарные изделия), мясные, овощные и другие полуфабрикаты. Все готовые изделия и полуфабрикаты, выработанные в основных и подсобных производственных цехах предприятия, носят название продукции собственного производства. Наряду с изготовлением и реализацией продукции собственного производства столовые, рестораны, кафе и другие предприятия общественного питания продают покупателям продукты питания без технологической (горячей и холодной) обработки. Эти продукты принято называть покупными товарами.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия общественного питания несут расходы. Эти расходы частично возмещаются торговыми скидками, которые предоставляют поставщики, а значительная часть затрат возмещается специальной наценкой общественного питания.

В общественном питании ассортимент и количество продукции, подлежащей выпуску, определяются в предприятиях общественного питания ежедневно с учетом спроса потребителей.

Значительная часть продукции потребляется покупателями непосредственно в обеденных залах. Поэтому выпуск продукции в первичных документах не отражается, ее продажа оформляется кассовыми чеками, абонементными талонами и др.

Особенности общественного питания создают необходимость учета объема розничного товарооборота и объема производства.

Издержки обращения и производства (без стоимости сырьевого набора блюд) в предприятиях общественного питания учитываются на счете 44 "Расходы на продажу".

Стоимость сырьевого набора блюд отражается в производственно-торговом плане обособленно и учитывается отдельно на счете 20 "Основное производство".

Четкое разграничение двух важнейших элементов продажной цены продукции общественного питания позволяет организовать систематический контроль, как за соблюдением сметы издержек, так и за сохранностью сырья, находящегося в кладовой на производстве (на кухне) в подотчете у материально ответственных лиц.Учет в кладовой (на складе) предприятий общественного питания ведется на счете 41 «товары» .

Учет продуктов на кухне отражается по дебету счета 20 "Основное производство" отражается стоимость поступившего на кухню сырья (продовольственные товары и полуфабрикаты), а по кредиту счета - главным образом стоимость сырья, списанного в расход, как использованного для производства проданной и отпущенной продукции. Сальдо по счету 20 "Основное производство" показывает стоимость нереализованной готовой продукции, остатка необработанного сырья и полуфабрикатов, находящихся в производстве (на кухне).

По окончании процесса производства готовой продукции наступает стадия ее продаж, которая представляет собой завершающий цикл процесса кругооборота хозяйственных средств предприятий общественного питания. В процессе продаж формируются затраты, связанные с производством продукции общественного питания. Учет продажи собственной продукции и покупных товаров осуществляется в денежном выражении. В количественном выражении (в блюдах) учитывается только обеденная продукция. Этот учет ведется оперативным путем по видам блюд на основании чеков, абонементных талонов, дневных заборных листов и других документов.

На счете 90 "Продажи" отражается сумма товарооборота за отчетный период и выявляется валовой доход столовых, ресторанов, кафе и т. д. При этом по дебету субсчета 90 – 2 «Себестоимость продаж" учитывается покупная стоимость продовольственных товаров (сырья), израсходованных на приготовление проданной и отпущенной продукции, а также стоимость, реализованных товаров, не подвергшихся кулинарной обработке. На субсчете 90-1 "Выручка" по кредиту фиксируется продажная стоимость реализованной и отпущенной продукции и покупных товаров. По дебету субсчета 90-3 "Налог на добавленную стоимость" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" начисляется НДС. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки".