logo
UchebnikBukhuchet / Раздел 3

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «инвестиции».

  2. Каковы условия признания расходов на НИОКР?

  3. Какими первичными учетными документами оформляется движение основных средств?

  4. Как следует вести учет поступления, перемещения и выбытия основных средств?

  5. Каков порядок учета амортизации основных средств?

  6. Как осуществляется учет строительства основных средств подрядным и хозяйственным способом?

  7. Каков порядок учета поступления, перемещения и выбытия НМЛ?

  8. Как учитывается амортизация НМЛ?

  9. Как отражается в учете деловая репутация организации?

10.Каковы четыре способа начисления амортизации по основ­ным средствам?

Тесты

1. Поступление основных средств в счет вклада в уставный капитал отражается:

а) по рыночной стоимости;

б) по первоначальной стоимости;

в) по согласованной стоимости.

2. Бухгалтерская проводка: дебет счета 01 «Основные сред­ства» кредит счета 83 «Добавочный капитал» означает:

а) уценку основных средств;

б) дооценку основных средств;

в) списание основных средств.

3. Безвозмездно полученные объекты НМЛ:

а)амортизируются;

б)не амортизируются;

в) амортизируются, но не всегда.

4. Амортизация по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию, начисляется:

а) в месяце, следующем за месяцем ввода объектов в эксплуа­тацию;

б) в месяце ввода объектов в эксплуатацию;

в) один раз в квартал.

5. Восстановительная стоимость основных средств образуется:

а)после проведения переоценки;

б)по результатам инвентаризации;

в)при безвозмездном получении.

6. По объектам лесного хозяйства и внешнего благоустройства:

а) амортизация начисляется ежемесячно;

б) амортизация не начисляется;

в) начисляется износ в конце года.

7. Основные средства, взятые в аренду, арендатор учитывает:

а) на балансе;

б) за балансом;

в) не учитывает.

8. Имущество, переданное по договору лизинга, может учи­тываться на балансе:

а) только у лизингодателя;

б) только у лизингополучателя;

в) у лизингодателя или лизингополучателя.

9. Проценты за пользование кредитом, взятым на покупку основных средств (до их постановки на учет), включаются:

а) в первоначальную стоимость объектов;

б) в текущие расходы;

в) в текущие доходы.

10. Бухгалтерская проводка по дебету счета 26 «Общехозяй­ственные расходы*- и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» означает:

а) начисление амортизации по объектам основного производ­ства;

б) начисление амортизации по объектам вспомогательного производства;

в) начисление амортизации по объектам общехозяйственного назначения.

11. При продаже объекта основных средств его остаточная стоимость относится:

а) в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

б) в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

в) в кредит счета 90 «Продажи».

12. Амортизацию НМА для целей бухгалтерского учета можно начислять:

а) двумя способами;

б) тремя способами;

в) одним способом.

13. При строительстве основных средств хозяйственным спо­собом НДС на стоимость строительно-монтажных работ:

а) начисляется;

б) не начисляется;

в) начисляется, но не всегда.

14. Формирование резерва на проведение ремонтов основных средств увеличивает:

а) текущие доходы;

б) текущие расходы;

в) чистую прибыль.

15. Стоимость посреднических услуг при приобретении НМА включается:

а) в первоначальную стоимость НМА;

б) в текущие расходы;

в) в финансовые результаты организации.

Тема 3.6. Учет затрат на производство, финансовых результатов и нераспределенной прибыли

Учет затрат на производство

Понятие затрат, расходов и убытков, а также их класси­фикация и порядок отражения в бухгалтерском учете даны в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организа­ции» ПБУ 10/99, утвержденном приказом Минфина Рос­сии от 6 мая 1999 г. № З3н (далее - ПБУ 10/99).

Затраты представляют собой потребленные матери­альные ресурсы — трудовые и финансовые — в денежном выражении, которые числятся в учете и отчетности до момента признания доходов в виде активов. Например, закуплены материалы, начислена заработная плата с от­числениями на социальное страхование и т.д. Если произ­веденные затраты привели к доходам, то их можно назвать расходами.

Расходы представляют собой уменьшение экономи­ческих выгод организации за отчетный период в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, при­водящее к уменьшению капитала. Так, при получении дохода от реализации готовой продукции затраты на ма­териалы, начисленная и выплаченная заработная плата, отчисления на социальное страхование становятся расхо­дами.

Убытки представляют собой затраты, которые ни в те­кущем, ни в последующем периодах не приведут к образо­ванию доходов. Например, закупленные организацией материалы были испорчены и оказались не пригодными для отпуска в производство.

Организация учета затрат на производство предполага­ет соблюдение следующих принципов: неизменность при­нятой методики учета затрат и калькулирования себестои­мости продукции в течение года, разграничение затрат по отчетным периодам, обособление в учете текущих затрат и капитальных вложений. В учетной политике организации определяются: как учитываются затраты, на каких счетах, как определяется себестоимость продукции, работ, услуг и т.д.

Расходы должны отвечать следующим трем условиям их признания:

В бухгалтерском учете расходы классифицируются сле­дующим образом: расходы по обычной деятельности и про­чие расходы.

Расходы по обычной деятельности делятся на пять элементов: расходы на сырье и материалы, расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация и прочие расходы. К расходам по обычной деятельности, в зависимости от отраслевой принадлежно­сти, относятся:

К прочим расходам относятся: расходы по сдаче иму­щества в аренду (если такие операции не являются пред­метом деятельности организации); по участию в уставных капиталах других организаций; связанные с выбытием иму­щества; проценты за пользование денежными средствами; по оплате услуг кредитных организаций; отчисления в ре­зервы (по сомнительным долгам, под обесценение финан­совых вложений) и т.д.

К прочим расходам относятся также штрафы, пени, неустойки уплаченные; возмещение убытков; убытки про­шлых лет, выявленные в отчетном году; сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности; кур­совые разницы; взносы на благотворительность; расходы на спортивные мероприятия и отдых.

Могут возникнуть и прочие расходы, связанные с чрез­вычайными обстоятельствами — пожарами, наводнениями, авариями и т.д.

Для принятия грамотного управленческого решения ме­неджерам на всех стадиях процесса управления необходи­ма информация не только о прямых затратах, но и затратах косвенных, производственных и непроизводственных и т.д.

Исходя из различных признаков, расходы могут быть клас­сифицированы следующим образом:

• по видам — элементы расходов и статьи калькуляции.

Производственными являются расходы, непосредственно связанные с процессом производства. Это расходы на то­пливо, сырье, материалы, полуфабрикаты; заработная плата рабочих, мастеров и вспомогательного персонала основного и вспомогательного производств; отчисления на социальное страхование и обеспечение от указанной заработной платы; амортизация основных средств производственного назна­чения; амортизация НМА, используемых непосредственно для производства продукции и др.

К непроизводственным расходам относятся все расхо­ды, связанные с организационно-сбытовой деятельностью, например, такие, как расходы по реализации продукции, включая транспортные, расходы на рекламу, представи­тельские расходы, оплата маркетинговых исследований и т.д.

Основными расходами являются расходы по непосред­ственному обслуживанию процесса производства, которые включаются в себестоимость изготовленной продукции. Накладными расходами будут служить общепроизводствен­ные и общехозяйственные расходы. При этом общепроиз­водственные расходы, такие, как расходы на вспомогатель­ные материалы и комплектующие изделия, заработная плата с отчислениями на социальное страхование мастеров, подсобных рабочих, контролеров и т.п. являются производ­ственными накладными расходами. К общехозяйственным расходам относятся расходы по обслуживанию организа­ции в целом: амортизация зданий, сооружений, офисного оборудования, заработная плата администрации с отчисле­ниями на социальное страхование, почтово-телеграфные, телефонные расходы, оплата коммунальных услуг, расходы на подготовку кадров, проведение аудита и др.

Условно постоянными называются такие расходы, кото­рые непосредственно не зависят от объема выпускаемой продукции или товарооборота. К ним относятся: аренд­ная плата, коммунальные платежи, расходы на рекламу, представительство, охрану труда и технику безопасности и др.

Однако такого рода расходы следует называть именно условно постоянными, поскольку абсолютно постоянных затрат на протяжении длительного времени в практической деятельности организаций не наблюдается. Допустим, к примеру, что производственная организация арендовала в течение некоторого времени складские помещения для хранения готовой продукции и арендная плата была неиз­менной, но с расширением объемов производства понадоби­лось увеличение складских площадей. Арендная плата, со­ответственно, увеличилась, т.е. расходы оказались условно постоянными. Или, например, торговая организация в тече­ние нескольких лет имела постоянные суммы расходов на рекламу и на подготовку кадров, но вследствие расширения ассортимента реализуемых товаров, открытия новых секций и увеличения товарооборота была вынуждена увеличить та­кие расходы в целях продвижения на рынок новых товаров. В данном случае, расходы на рекламу и подготовку кадров правильнее отнести к условно постоянным расходам.

Условно переменными называются расходы, которые не­посредственно зависят от объема выпускаемой продукции или товарооборота. К ним относятся: расходы на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, расходы на опла­ту труда по сдельным расценкам и др. В сфере торговли условно переменными являются транспортные расходы, расходы на оплату труда кассиров, продавцов, фасов­щиков, затраты на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, расходы на тару и т.п. Допустим, что в торговой организации продавцы и фасовщики работают по повременно-премиальной системе оплаты труда, кото­рая включает должностной оклад и вознаграждение, зави­сящее от объема товарооборота. В этом случае, одна часть зарплаты является постоянной, другая — переменной. Естественно, что такие расходы следует признать условно переменными.

Прямые расходы — это те, которые можно непосред­ственно отнести на себестоимость продукции, изделия, товара или услуги — на основании первичных учетных до­кументов, справок, ведомостей и других документов. Пря­мые расходы являются производственными, основными и условно переменными.

Косвенные расходы — это такие расходы, которые нельзя непосредственно отнести к тому или иному виду продук­ции, работ, услуг, но косвенно они могут быть распределе­ны, при этом базами для распределения косвенных расхо­дов могут быть: сумма прямых расходов, заработная плата рабочих основного производства, машино-часы и другие критерии распределения. Выбранные критерии распре­деления косвенных расходов закрепляются организацией в приказе по учетной политике. Косвенные расходы могут быть как производственными, так и непроизводственными, накладными, условно переменными или условно постоян­ными.

По элементам расходы можно разделить на следующие виды: материальные расходы, расходы на оплату труда, от­числения на социальное страхование и обеспечение, амор­тизация основных средств и прочие расходы. Как видим, классификация расходов по элементам содержит укруп­ненные группы.

Классификация расходов по статьям калькуляции более детальна, статей калькуляции больше. Это могут быть, на­пример:

  1. сырье и материалы;

  2. возвратные отходы;

  3. покупные изделия и полуфабрикаты;

  4. топливо и электроэнергия;

  5. заработная плата производственных рабочих;

  6. отчисления на социальное страхование и обеспечение;

  7. расходы на подготовку и освоение производства;

  8. общепроизводственные расходы;

  9. общехозяйственные расходы;

  1. потери от брака;

  2. прочие производственные расходы;

  3. коммерческие расходы.

Расходы с 1-й по 11-ю статью составят производствен­ную себестоимость, а с 1-й по 12-ю - полную себестоимость продукции.

Учет расходов на производство может быть организован в несколько этапов.

Этап I. Определяются прямые материальные расходы: расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии, расхо­ды на оплату труда с отчислениями на социальное страхование и другие виды расходов, включаемые в себестоимость продукции. В бухгалтерском учете делаются следующие за­писи:

Дебет счетов: