10.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования.
При выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:
переменные, постоянные, условно-постоянные - в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);
ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;
безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);
вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);
планируемые и непланируемые затраты.
Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты.Переменные затратывозрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерамипроизводственных переменных затратслужат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) - стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции - величина постоянная.
К непроизводственным переменным затратамможно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема. Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называютсяпостоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не меняются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы по аренде производственных площадей, амортизация основных средств производственного назначения.
Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты.Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Другим видом переменных затрат являютсядегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называютсяпрогрессивными затратами.
Постоянные расходы- это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством банка заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть.
В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными(или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).
Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой
Y= а + bХ,
где Y-совокупные издержки, руб.;
a-их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;
b - переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;
X - показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.
Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках.Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется. Поэтому целесообразно сравнивать, между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.
Пример.Предприятием А, реализующим продукцию на внешнем рынке, впрок были закуплены основные материалы на сумму 500 руб. Впоследствии в связи с изменением технологии выяснилось, что для собственного производства эти материалы малопригодны. Произведенная из них продукция окажется неконкурентоспособной на внешнем рынке.
Однако российский партнер готов купить у данного предприятия продукцию, изготовленную из этих материалов, за 800 руб. При этом дополнительные затраты предприятия А по изготовлению продукции составят 600 руб. Целесообразно ли принимать подобный заказ?
В данном случае сравниваются между собой две альтернативы: не принимать или принимать заказ.
Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 500 руб. уже состоялись и не зависят от того, какой вариант будет выбран. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными и потому могут не учитываться при принятии решения. Сравним альтернативы по релевантным показателям
Таблица
Показатели | Альтернатива 1 (не принимать заказ) | Альтернатива 2 (принимать заказ) |
|
Выручка от продаж | - | 800 |
|
Дополнительные затраты | - | 600 |
|
Прибыль | - | 200 |
|
Видно, что, выбрав альтернативу II, предприятие А уменьшит свой, убыток от покупки ненужных ему материалов на 200 руб., сократив его с 500 до 300 руб.
Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.
Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе "вообразить" какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.
В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Пример. Печь хлебопекарни работает на полную мощность в три смены и за неделю выпускает батонов нарезных на 10 тыс. руб. Оптовый покупатель предлагает пекарне новый недельный заказ по выпечке сдобы, что повлечет за собой дополнительные переменные затраты на сумму 3 тыс. руб. Какой должна быть минимальная цена договора?
Приняв заказ, пекарня откажется от дохода в 10 тыс. руб., получаемого ранее от выпечки батонов, т.е. по существу понесет убытки на 10 тыс. руб. Эту сумму предприятию необходимо учесть при обсуждении условий договора. Цена договора не может опуститься ниже 13 тыс., руб. (10 + 3). При этом 10 тыс. руб. - вмененные (воображаемые) затраты, или упущенная выгода предприятия.
Необходимо иметь в виду, что данная категория затрат применима лишь в случае ограниченности ресурсов, в приведенном примере - при полной загрузке производственных мощностей. Если бы хлебопекарная печь была недогружена и работала с простоями, о вмененных затратах речь бы не шла.
Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам.
Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
- Содержание:
- Тема 2 Бюджетная и финансовая структура предприятия.
- Тема 3 Общие принципы бюджетирования.
- 1. Бюджетирование – это инструмент достижения цели компании.
- 2. Бюджетирование – это управление бизнесом.
- 3. Бюджетирование – это управление, основанное на сбалансированных финансовых показателях.
- 4. Бюджетное управление основывается на использовании специализированных форм документов бюджетов.
- 5. Бюджетирование должно включать в себя весь замкнутый цикл управления.
- Тема 4 Основные понятия системы бюджетирования
- Тема 5 Основные принципы функционирования системы бюджетирования
- Тема 6 Бюджетное устройство предприятия.
- Тема 7 Реализация системы бюджетирования на предприятии.
- Тема 8 Общая технология составления сводного бюджета промышленного предприятия.
- Тема 9. Основные функции субъектов бюджетирования.
- Тема 10. Затраты: их поведение и классификация.
- 10. 1 Понятие затрат и их общая классификация.
- 10.2 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.
- 10.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- 10.4 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности.
- 10.5 Группировка и распределение затрат
- Тема 11. Калькулирование себестоимости продукции.
- 11.1 Себестоимость продукции: ее состав и виды.
- 11.2 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством.
- 11.3 Принципы калькулирования, его объект и методы.
- 5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.
- 11.4 Калькулирование полной и производственной себестоимости.
- Тема 12 Методы учета затрат и расчета себестоимости.
- 12.1 Попроцессный метод.
- 12.2 Попередельный метод
- 12.3 Позаказный метод
- 12.4 Нормативный метод учёта затрат на производство.
- 12.5 Метод учета фактических затрат.
- 12.6 Учет затрат по функциям (авс-метод)
- 12.7 Система Стандарт-костинг.
- 12.8 Система Директ-костинг.
- Тема 13 Комплексный нормативный метод учета (стандарт – директ–костинг), как информационная база бюджетного процесса.
- 13.1 Стадия заготовления материально – оборотных средств (мро)
- 13.2 Стадия хранения материальных оборотных средств.
- 13.3 Стадия производства
- 13.4 Стадии выпуска и хранения готовой продукции.
- 13.5 Стадия отгрузки и реализации.
- Тема 14. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования в полиграфическом производстве. Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия.
- Полная система бюджетов полиграфического предприятия
- Бюджет материальных затрат
- Примерная система бюджетов полиграфического предприятия
- Генеральный бюджет полиграфического предприятия (основные статьи)
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты (счет 20)
- Фактические общепроизводственные расходы (счет 25)
- Итоговые фактические затраты в разрезе бухгалтерских счетов
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Распределение прочих общепроизводственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты
- Фактические общепроизводственные расходы, руб.
- Итоговые фактические затраты
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- База распределения (плановое время выполнения заказа), ч
- Распределение амортизации производственного оборудования пропорционально плановому времени выполнения операций
- База распределения (площадь, занимаемая оборудованием, с учетом времени его загрузки), кв. М
- Распределение затрат по аренде производственных помещений пропорционально площади, занимаемой оборудованием, с учетом планового времени его загрузки
- База распределения (чср, умноженная на время выполнения операций), руб.
- Распределение прочих общепроизводственных затрат пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций