Тема 13 Комплексный нормативный метод учета (стандарт – директ–костинг), как информационная база бюджетного процесса.
Принципы построения системы нормативного учета
Составление сводного бюджета компании невозможно без наличия соответствующей информации
- фактических и плановых доходов исполнения бюджетов за прошлые периоды
- информацию о внешней среде и влиянии ее факторов на деятельность предприятия.
Информация о внешней среде прежде всего необходима для формирования планируемого объема предприятия и построения соответствующего бюджета, поэтому сбор данных о динамике рыночной конъектуры осуществляется управлением маркетинга или выделением в его составе бюро прогнозирования рынка. Учетные данные необходимы для составления консолидированного бюджета на основе бюджетов ЦФО, а также на последних стадиях бюджетного цикла, например, при контроле фактического исполнения плановых показателей.
Комплексный нормативный метод учета(стандарт- дирет- костинг) – это система ведения учета, при которых на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех остальных видов деятельности, выданных в самостоятельный объект бюджетного планирования фиксируется:
а) плановые (бюджетные) показатели
б) фактические показатели
в) отклонение фактических показателей от плановых.
Второй особенностью стандарт- дирет- костинга является разграничения условных переменных (счета 20,23,25,44 – субсчета прямые коммерческие расходы) и условно постоянных (счета 26,44 – общие коммерческие расходы) расходов для целей управления планирования, в первую очередь, для информационного обеспечения бюджета продаж, Является отправной точкой состояния консолидированного бюджета стандарт- дирет- костинг , включает два аспекта учета:
стандарт–костинг – нормативный метод учета затрат и финансовых результатов. Данный метод основана на том, что учет затрат и выручки ведется по нормативным ( плановым) показателям, а отклонение от плановых норм учитывается отдельно и списывается в конце бюджетного периода на соответствующей стадии финансового цикла, в результате чего устанавливаются фактические затраты и финансовые результаты предприятия. Следует отметить, что плановые показатели в системе стандарт–костинг фиксируются дважды: первый раз до начала бюджетного периода, в плановой документации управленческих служб (планово–финансового отдела); второй раз, в течении и по окончании бюджетного периода по факту совершения хозяйственных операций в бухгалтерском учете предприятия.
Такой подход позволяет выделять отклонения от плана, результаты этих отклонений в виде единого финансового результатов деятельности предприятия в разрезе отдельных стадий финансового цикла. Различные виды отклонений плановых показателей в зависимости от времени совершения хозяйственных операций и стадии финансового цикла оказывают разный эффект на деятельность компании. Например, превышение в бюджете закупок одновременно влияют на:
- увеличение балансовой стоимости материальных оборотных средств (остатка по счету 10);
- увеличение фактического бюджета производственных затрат (Д 20);
- увеличение себестоимости выпуска (Д 43);
- увеличение себестоимости реализации (Д 90).
Качественный планово–фактический анализ затрат и их влияния на конечные финансовые результаты возможен при наличии нормативного учета, как составляющей информации системы бюджетирования.
директ–костинг – метод учета расходов при котором исчисленная средняя себестоимость по видам продукции производится только на основе переменных затрат.
По определению и стандарт-костинг, и директ-костинг нацелены на решения задач управленческого планирования. Таким образом, комплекс нормативных методов учета существует лишь как интегральная часть системы бюджетирования, вне которых теряет смысл и ведет к излишним затратам предприятия.
В отсутствие системы планирования, например, небольшой компании разумно применять традиционный метод калькулирования по фактическим расходам. Необходимым атрибутом ведения системы стандарт, директ-костинг является наличие в компании единого информационного пространства, предусматривающей взаимосвязь и единообразие финансовой. Производственной, складской и прочей отчетности, учитывающейся в бухгалтерии. Иными словами простое сложение оперативных данных подразделений по объему реализации в определенной статье затрат, расчетов и т.д. за период должно ровняться свободной величине по соответствующим счетам бухгалтерии. Также требования унификации данных, подразумевающие единые стандарты форм бухгалтерских документов и основывающихся на них форм бюджетов. Единое информационное пространство может быть представлено в виде следующей схемы:
Схема 4. Единое информационное пространство
Таким образом, основные принципы на которых базируется стандарт – директ–костинг являются:
выделение трех групп данных: плановых, фактических и нормативных на каждой стадии финансового цикла и по каждому объекту сводного бюджетирования
обусловленность объема и структуры учета информации содержанием сводного бюджета предприятия, требованиями эффективного управления, планирования и контроля
четкое разграничение в учете постоянных и переменных затрат ( ведение соответствующих субсчетов К 44,25,26)
наличие единого информационного пространства, обеспечивающего полную совместимость данных финансового, управленческого учета, плановых и контрольных показателей.
- Содержание:
- Тема 2 Бюджетная и финансовая структура предприятия.
- Тема 3 Общие принципы бюджетирования.
- 1. Бюджетирование – это инструмент достижения цели компании.
- 2. Бюджетирование – это управление бизнесом.
- 3. Бюджетирование – это управление, основанное на сбалансированных финансовых показателях.
- 4. Бюджетное управление основывается на использовании специализированных форм документов бюджетов.
- 5. Бюджетирование должно включать в себя весь замкнутый цикл управления.
- Тема 4 Основные понятия системы бюджетирования
- Тема 5 Основные принципы функционирования системы бюджетирования
- Тема 6 Бюджетное устройство предприятия.
- Тема 7 Реализация системы бюджетирования на предприятии.
- Тема 8 Общая технология составления сводного бюджета промышленного предприятия.
- Тема 9. Основные функции субъектов бюджетирования.
- Тема 10. Затраты: их поведение и классификация.
- 10. 1 Понятие затрат и их общая классификация.
- 10.2 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.
- 10.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- 10.4 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности.
- 10.5 Группировка и распределение затрат
- Тема 11. Калькулирование себестоимости продукции.
- 11.1 Себестоимость продукции: ее состав и виды.
- 11.2 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством.
- 11.3 Принципы калькулирования, его объект и методы.
- 5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.
- 11.4 Калькулирование полной и производственной себестоимости.
- Тема 12 Методы учета затрат и расчета себестоимости.
- 12.1 Попроцессный метод.
- 12.2 Попередельный метод
- 12.3 Позаказный метод
- 12.4 Нормативный метод учёта затрат на производство.
- 12.5 Метод учета фактических затрат.
- 12.6 Учет затрат по функциям (авс-метод)
- 12.7 Система Стандарт-костинг.
- 12.8 Система Директ-костинг.
- Тема 13 Комплексный нормативный метод учета (стандарт – директ–костинг), как информационная база бюджетного процесса.
- 13.1 Стадия заготовления материально – оборотных средств (мро)
- 13.2 Стадия хранения материальных оборотных средств.
- 13.3 Стадия производства
- 13.4 Стадии выпуска и хранения готовой продукции.
- 13.5 Стадия отгрузки и реализации.
- Тема 14. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования в полиграфическом производстве. Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия.
- Полная система бюджетов полиграфического предприятия
- Бюджет материальных затрат
- Примерная система бюджетов полиграфического предприятия
- Генеральный бюджет полиграфического предприятия (основные статьи)
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты (счет 20)
- Фактические общепроизводственные расходы (счет 25)
- Итоговые фактические затраты в разрезе бухгалтерских счетов
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Распределение прочих общепроизводственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты
- Фактические общепроизводственные расходы, руб.
- Итоговые фактические затраты
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- База распределения (плановое время выполнения заказа), ч
- Распределение амортизации производственного оборудования пропорционально плановому времени выполнения операций
- База распределения (площадь, занимаемая оборудованием, с учетом времени его загрузки), кв. М
- Распределение затрат по аренде производственных помещений пропорционально площади, занимаемой оборудованием, с учетом планового времени его загрузки
- База распределения (чср, умноженная на время выполнения операций), руб.
- Распределение прочих общепроизводственных затрат пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций