logo
Лекции по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджет в отдельных отраслях производственной сферы» / лекции_УЗКБ

Тема 14. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования в полиграфическом производстве. Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия.

В современных условиях для предприятий всех отраслей промышленности, в том числе и для полиграфических, бюджетирование является важнейшей составляющей ведущейся планово-аналитической работы. Хорошо отлаженный процесс бюджетирования позволяет избежать нерационального использования собственных и заемных средств, оптимизировать производственные затраты, эффективно контролировать реализацию планов на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном целевом распределении средств между звеньями управленческой системы и конкретными структурными подразделениями на основе детализированной экономической программы развития предприятия. Таким образом, бюджетирование важно и как метод финансового планирования, и как система согласованного управления подразделениями предприятия (организации).

Европейская модель бюджетирования объединяет всю совокупность процедур планирования, проводимых организацией. В российской же практике управления предприятием бюджетирование применяется в основном при краткосрочном (оперативном) планировании и в отдельных случаях - планировании на среднесрочную перспективу. Долгосрочное бюджетирование в рыночных условиях целесообразно проводить только крупным промышленным предприятиям с устоявшейся структурой потребительских заказов. Если говорить о полиграфии, то в данной отрасли бюджетирование еще не получило достаточного развития из-за сильной зависимости от текущего портфеля заказов, при этом планирование осуществляется в основном на период, не превышающий 3 - 6 мес. Однако некоторые полиграфические предприятия, осуществляющие выпуск периодических изданий, газетно-журнальной продукции, ведут как среднесрочное, так и долгосрочное бюджетное планирование затрат и доходов; ряд предприятий использует в своей практике такой метод бюджетирования, как позаказно-попроцессное планирование затрат на выполнение работ.

Основные направления построения комплексной системы бюджетирования в полиграфии закреплены в Методических рекомендациях по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях. Однако среди экономистов, занимающихся изучением данного процесса, не сложилось единого мнения как по терминологии бюджетирования, так и относительно совокупности составляющихся на предприятии бюджетов и форм их представления. И если первое объясняется различием взглядов экономистов и неточностями перевода иностранных терминов, то второе - сугубо индивидуальными потребностями отдельных организаций, особенностями сферы их деятельности, отраслевой принадлежностью.

Бюджеты, которые могут составляться на полиграфическом предприятии, по нашему мнению, в широком смысле можно подразделить на два основных типа: функциональные бюджеты, отражающие основную текущую деятельность организации, и финансовые, представляющие собой прогноз финансовых показателей и являющиеся аналогом бухгалтерской финансовой отчетности.

Полная система бюджетов полиграфического предприятия на долго-, средне-, краткосрочную перспективу представлена на рисунке.