13.1 Стадия заготовления материально – оборотных средств (мро)
Средняя себестоимость МРО складывается из трех составляющих:
- себестоимость закупки
- прямые транспортные и погрузочно – разгрузочные работы по доставке товаров на склад
- НДС по приобритенным ценностям
до начала бюджетного периода планирования экономического планирования (ПЕУ) в рамках общего бюджета закупок составляют подбюджеты по указанным трем составляющим по заготовлению конкретных МРО. В течении бюджетного периода учет заготовок МРО ведется бухгалтерией предприятия. Стандарт- дирет – костинг в части учета МРО подразумевают учет по плановым ценам с учетом счета 15 и 16. совокупность отклонения ученой цены материалов рассчитывается по следующей формуле:
Пп = Уп + Тп
Пф =Уф + *Тф, где:
Пп, Пф – соответственно плановая и фактическая себестоимость заготовления материалов
Уп, Уф - соответственно плановый и фактический уровень цены поставщика
Тп, Тф - соответственно плановая и фактическая себестоимость транспортных и погрузочных, разгрузочных расходов
На счете 10 в течении бюджетного периода по факту поступления МРО на склад предприятия отражается фактический объем закупок по плановым ценам:
Пп * Бф = (Уп + Тп) * Бф = (Уп * Бф) + (Тп * Бф), где:
Бф – фактический объем закупок предприятия
По окончании бюджетного периода при списании отклонений в Д 10 по этому счету отражается фактический объем закупок по фактическим ценам:
Пф * Бф =(Уф + Тф) * Бф
Сумма отклонений списывается по завершению бюджетного периода с К (Д) 16 в Д (К) 10
Пп * БФ – Пф * Бф
Для использования стандарт, директ – костинга при учете материалов и схемы счета 10,15,16 необходимым условием является наличие в бухгалтерии учетных, плановых цен материалов.
Существует три варианта их определения:
на уровне прейскуранта или договорных цен или договорных цен отклонений от фактических, при котором составляется величина транспортно – заготовительных расходов
исходя из величин из фактически заготовительной себестоимости, рассчитывается за длительный период
предусматривает исчисление учетных цен, исходя из планово – заготовительной себестоимости на основе договорных цен с добавлением плановых транспортно – заготовительных расходов.
Во втором и третьих вариантах отклонения означают экономию или перерасход фактической себестоимости материальных оборотных ресурсов (МОР) от их средней или плановой себестоимости.
Для бюджетирования подходит следующий вариант учета заготовительных МОР (на базе бюджетных, плановых цен) в нем должны учитываться стадии заготовления использования счетов 10, 15, 16, 19.
Поступления расчетных документов от поставщика Д15 К60,76
По фактическим ценам поставки указанных в товарной накладной с одновременным списанием разницы стоимости приобретенных в фактурных ценах и по учетным ценам на счет 16: Д(К)16 – К(Д)15
Сумма НДС Д19 – К60,76
поступления сырья и материалов на склад
2.1) Д10 – К15 по учетным ценам поставки
2.2) на основе данных оперативного учета (путевых листов водителя) отражается плановая величина транспортно – заготовительных расходов.
Перед началом бюджетного периода по согласованию транспортного цеха, руководитель утверждает нормы расхода ГСМ, тарифы водителя, запчастей в расчете на 1 км (1 час) работы транспорта. По этим нормам в соответствии с плановым километражем (количеством часов работы) производится начисление транспортно – заготовительных расходов –
Д10 – К23.
3) образование резерва под снижение рыночной стоимости материала. Формируется в начале бюджетного периода и в бухгалтерском учете отражается Д91 – К14.
Размер резерва рассчитывается исходя из данных предыдущих периодов по снижению рыночной стоимости материальных оборотных средств ниже балансовой величины.
По окончанию бюджетного периода производятся:
а) списание отклонений по транспортно заготовительным расходам на счет 10 с распределением по видам сырья и материалов
б) списание отклонений стоимости поставок по фактурным и учетным ценам на счет 10 и закрыть счет 16
К окончанию бюджетного периода на счете 16 образуется дебетовый или кредитовый остаток, характеризующий стоимостное отклонение фактических и учетных цен материалов, по которым получаются расходные документы от поставщиков. Часть этого остатка относится к материалам, фактически поступивших на склад, списывается на счет 10. при этом распределение отклонений по видам материалов ( субсчета 10 счета) производится исходя из себестоимости заготовления отдельных их видов бюджетном периоде по учетным ценам.
3) переоценка по рыночной стоимости балансового остатка материалов.
Метод стандарт – директ–костинг подразумевает проведение инвентаризации и оценки рыночной стоимости активов после каждого бюджетного периода. Для проведения в соответствии с информацией для планирования рыночным данным и фактическим остатком имущества, используемым в качестве начальных для следующего бюджетного периода (бюджетного периода).
Использование чета основывается на применении принципа МСФО, известен как LCM ( в качестве учетной стоимости выбирается меньшая из двух статей – рыночной или стоимости приобретения).
По результатам очередной инвентаризации отраженным в учете находят только неблагоприятные выявления отклонений рыночной стоимости от первоначальной. На величину этих отклонений производят списание части стоимости резервов под снижение стоимости материальных ценностей Д14 – К10 ( по отдельным видам материалов) ; не используемый остаток по счету 14 списывается на финансовый результат Д14-К91.
Аналитический учет по счетам 10, 15, 16 как правило ведется с открытыми субсчетами по видам заготовленных активов. При этом, к счету 10 открывается специальный распределительный субсчет для транспортно – заготовительных расходов. По дебету этого субсчета в течении бюджетного периода отражается нормативная стоимость ТЗР с одновременным распределением по кредиту в дебеты другого субсчета счета 10.
По окончании бюджетного периода в дебет или кредит данного субсчета списывается отклонение нормативной стоимости ТЗР от фактической со счета 23 с одновременным распределением по остальным субсчетам счета 10. таким образом, субсчет ТЗР используется для отражения и распределения нормативной суммы этих расходов и фактических отклонений.
В течении всего бюджетного периода идет приобретение материалов, как на производственные и общехозяйственные, и другие нужды. Списание отклонения фактических цен материалов от учетных влияет не только на остаток счета 10, но и на фактические суммы расходов (20, 25, 26, 44), себестоимость выпуска (40, 43), себестоимость продаж (счет 90).
- Содержание:
- Тема 2 Бюджетная и финансовая структура предприятия.
- Тема 3 Общие принципы бюджетирования.
- 1. Бюджетирование – это инструмент достижения цели компании.
- 2. Бюджетирование – это управление бизнесом.
- 3. Бюджетирование – это управление, основанное на сбалансированных финансовых показателях.
- 4. Бюджетное управление основывается на использовании специализированных форм документов бюджетов.
- 5. Бюджетирование должно включать в себя весь замкнутый цикл управления.
- Тема 4 Основные понятия системы бюджетирования
- Тема 5 Основные принципы функционирования системы бюджетирования
- Тема 6 Бюджетное устройство предприятия.
- Тема 7 Реализация системы бюджетирования на предприятии.
- Тема 8 Общая технология составления сводного бюджета промышленного предприятия.
- Тема 9. Основные функции субъектов бюджетирования.
- Тема 10. Затраты: их поведение и классификация.
- 10. 1 Понятие затрат и их общая классификация.
- 10.2 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.
- 10.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- 10.4 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности.
- 10.5 Группировка и распределение затрат
- Тема 11. Калькулирование себестоимости продукции.
- 11.1 Себестоимость продукции: ее состав и виды.
- 11.2 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством.
- 11.3 Принципы калькулирования, его объект и методы.
- 5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.
- 11.4 Калькулирование полной и производственной себестоимости.
- Тема 12 Методы учета затрат и расчета себестоимости.
- 12.1 Попроцессный метод.
- 12.2 Попередельный метод
- 12.3 Позаказный метод
- 12.4 Нормативный метод учёта затрат на производство.
- 12.5 Метод учета фактических затрат.
- 12.6 Учет затрат по функциям (авс-метод)
- 12.7 Система Стандарт-костинг.
- 12.8 Система Директ-костинг.
- Тема 13 Комплексный нормативный метод учета (стандарт – директ–костинг), как информационная база бюджетного процесса.
- 13.1 Стадия заготовления материально – оборотных средств (мро)
- 13.2 Стадия хранения материальных оборотных средств.
- 13.3 Стадия производства
- 13.4 Стадии выпуска и хранения готовой продукции.
- 13.5 Стадия отгрузки и реализации.
- Тема 14. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования в полиграфическом производстве. Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия.
- Полная система бюджетов полиграфического предприятия
- Бюджет материальных затрат
- Примерная система бюджетов полиграфического предприятия
- Генеральный бюджет полиграфического предприятия (основные статьи)
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты (счет 20)
- Фактические общепроизводственные расходы (счет 25)
- Итоговые фактические затраты в разрезе бухгалтерских счетов
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Распределение прочих общепроизводственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты
- Фактические общепроизводственные расходы, руб.
- Итоговые фактические затраты
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- База распределения (плановое время выполнения заказа), ч
- Распределение амортизации производственного оборудования пропорционально плановому времени выполнения операций
- База распределения (площадь, занимаемая оборудованием, с учетом времени его загрузки), кв. М
- Распределение затрат по аренде производственных помещений пропорционально площади, занимаемой оборудованием, с учетом планового времени его загрузки
- База распределения (чср, умноженная на время выполнения операций), руб.
- Распределение прочих общепроизводственных затрат пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций