12.3 Позаказный метод
Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия.
В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления. Наиболее типичны заводы тяжелого машиностроения, где преобладают механические процессы обработки и производится неповторяющаяся или редко повторяющаяся продукция.
Выпуск крупного заказа требует серьезных материальных, трудовых и иных затрат, но им, как правило, нельзя полностью загрузить производственные мощности предприятия. Поэтому оно одновременно может выполнять и другие заказы, изготавливать десятки различных по конструкции изделий, но каждое — в весьма ограниченном количестве.
Сферой применения позаказного метода учета являются также мелкосерийные промышленные предприятия. Серия — это некоторое количество одинаковых по конструкции изделий, запускаемых в производство одновременно или последовательно. Мелкосерийные производства организуются для выпуска продукции, требующейся потребителю в незначительных количествах.
Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии установленной базой (ставкой) распределения.
Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. При этом под заказом понимается заявка клиента на определенное количество специально созданных или изготовленных для него изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком. В нем же оговаривается стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Другими словами, при этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общезаводские накладные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или же на произведенную партию продукции. Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или их партии, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии.
Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. Бухгалтерия для учета затрат по заказам для каждого заказа открывает карточку (ведомость). По мере прохождения заказа в карточке заказа накапливается информация о затратах по прямым материалам, прямым трудозатратам и общезаводским расходам, связанным с его изготовлением. Таким образом, карточка заказа является основным учетным регистром в условиях позаказного метода калькулирования.
Порядок учетных записей в рамках данного метода: в развитие счета 20 «Основное производство» организуется аналитический учет по каждому заказу, т.е. количество аналитических счетов к счету 20 должно соответствовать количеству заказов, размещенных в данный момент на предприятии. Прямые затраты материалов в соответствии с полученными первичными документами списываются на соответствующие заказы и показываются по дебету счета 20 «Основное производство». Прямая заработная плата также прямо относится на соответствующие заказы.
Возникает проблема с распределением косвенных расходов (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление и т.п.) между отдельными производственными заказами, выполненными в отчетном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать ее с заказчиком необходимо в течение отчетного периода, когда еще не известна общая сумма косвенных расходов.
Одно из решений данного вопроса — ждать окончания отчетного периода и затем, зная общую фактическую сумму косвенных расходов за отчетный период, распределить ее между отдельными заказами. Однако такое решение вряд ли удовлетворит современного руководителя и самого заказчика. Руководству предприятия необходимы данные об ожидаемой себестоимости заказа для определения цены до того, как будет выполнен заказ. Заказчику также нужна оперативная информация о возможной цене, с тем чтобы выбрать для себя недорогого исполнителя.
На практике обычно идут другим путем: косвенные расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь бюджетными ставками (предварительными нормативами) распределения ожидаемых косвенных расходов.
Расчет бюджетной ставки распределения косвенных расходов выполняется бухгалтерией накануне наступающего отчетного периода в три этапа:
1. Оцениваются косвенные расходы предстоящего периода.
2. Выбирается база для распределения косвенных расходов между отдельными производственными заказами, и прогнозируется ее величина. При этом под базой понимается какой-либо технико-экономический показатель, который, с точки зрения руководства предприятия, наиболее точно увязывает общепроизводственные косвенные расходы с объемом готовой продукции.
3. Рассчитывается бюджетная ставка путем деления суммы прогнозируемых косвенных расходов на ожидаемую величину базового показателя.
Пример. Ожидаемая сумма косвенных расходов на предстоящий период составляет 62 500 руб. В качестве базы для их распределения выбрана заработная плата основных производственных рабочих, которая, по оценкам бухгалтерии, ожидается в сумме 25 000 руб. Тогда бюджетная ставка распределения косвенных расходов составит:
62 500 : 25 000 = 2,5,
т.е., по предварительной оценке, в предстоящем периоде 1 руб. заработной платы основных производственных рабочих будет соответствовать 2,5 руб. косвенных расходов.
Далее рассчитанная бюджетная ставка используется для калькулирования издержек по заказам.
Предположим, что в карточке учета издержек по заказу А содержится следующая информация:
• фактически израсходованные материалы — 10 000 руб.;
• фактические затраты на оплату труда основных производственных Рабочих — 2800 руб.
Тогда на заказ А будет отнесено косвенных расходов в сумме:
2800 х 2,5 = 7000 руб.,
а себестоимость заказа А составит:
10 000 + 2800 + 7000 = 19 800 руб.
Если в соответствии с учетной политикой предприятия затраты, собранные в течение отчетного периода на счете 26 «Общехозяйственные расходы», как затраты периода, не распределяются между производственными заказами и прямо относятся на себестоимость реализованной продукции (в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»), то вышеописанным способом распределяются лишь ожидаемые производственные косвенные расходы, т.е. предполагаемый дебетовый оборот счета 25 «Общепроизводственные расходы». В бухгалтерском учете это будет записано проводкой:
Д-т сч. 20 А «Основное производство (заказ А)»
К-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» 7000 руб.
Если учетной политикой предприятия прямого списания общехозяйственных расходов не предусмотрено, то предварительному распределению будет подлежать не только счет 25 «Общепроизводственные расходы», но и счет 26 «Общехозяйственные расходы».
В этом случае к предыдущим трем этапам добавляется четвертый — прогнозная оценка непроизводственных косвенных расходов, т.е. оборота по дебету счета 26.
Пусть в данном условном примере 62 500 руб. — ожидаемые производственные косвенные расходы (дебетовый оборот счета 25). Ожидаемые непроизводственные косвенные расходы (дебетовый оборот счета 26) — 31 250 руб., т.е. бюджетная ставка распределения косвенных непроизводственных расходов составляет:
31250:25 000 = 1,25.
Это означает, что одному рублю заработной платы основных производственных рабочих в планируемом периоде будет соответствовать 1,25 руб. непроизводственных косвенных расходов.
Следовательно, в калькуляции себестоимости заказа А появится дополнительная статья — «Общехозяйственные расходы». Сумма затрат по этой статье составит:
2800x1,25 = 3500 руб.
В бухгалтерском учете возникнет дополнительная проводка:
Д-т сч. 20 А «Основное производство (заказ А)»
К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» 3500 руб.
Полная себестоимость изготовления заказа А в этом случае сформируется следующим образом:
10 000 + 2800 + 7000 + 3500 = 23 300 руб.
Аналогичным образом в течение отчетного периода организуется учет по всем размещенным на предприятии заказам.
- Содержание:
- Тема 2 Бюджетная и финансовая структура предприятия.
- Тема 3 Общие принципы бюджетирования.
- 1. Бюджетирование – это инструмент достижения цели компании.
- 2. Бюджетирование – это управление бизнесом.
- 3. Бюджетирование – это управление, основанное на сбалансированных финансовых показателях.
- 4. Бюджетное управление основывается на использовании специализированных форм документов бюджетов.
- 5. Бюджетирование должно включать в себя весь замкнутый цикл управления.
- Тема 4 Основные понятия системы бюджетирования
- Тема 5 Основные принципы функционирования системы бюджетирования
- Тема 6 Бюджетное устройство предприятия.
- Тема 7 Реализация системы бюджетирования на предприятии.
- Тема 8 Общая технология составления сводного бюджета промышленного предприятия.
- Тема 9. Основные функции субъектов бюджетирования.
- Тема 10. Затраты: их поведение и классификация.
- 10. 1 Понятие затрат и их общая классификация.
- 10.2 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли.
- 10.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования.
- 10.4 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности.
- 10.5 Группировка и распределение затрат
- Тема 11. Калькулирование себестоимости продукции.
- 11.1 Себестоимость продукции: ее состав и виды.
- 11.2 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством.
- 11.3 Принципы калькулирования, его объект и методы.
- 5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.
- 11.4 Калькулирование полной и производственной себестоимости.
- Тема 12 Методы учета затрат и расчета себестоимости.
- 12.1 Попроцессный метод.
- 12.2 Попередельный метод
- 12.3 Позаказный метод
- 12.4 Нормативный метод учёта затрат на производство.
- 12.5 Метод учета фактических затрат.
- 12.6 Учет затрат по функциям (авс-метод)
- 12.7 Система Стандарт-костинг.
- 12.8 Система Директ-костинг.
- Тема 13 Комплексный нормативный метод учета (стандарт – директ–костинг), как информационная база бюджетного процесса.
- 13.1 Стадия заготовления материально – оборотных средств (мро)
- 13.2 Стадия хранения материальных оборотных средств.
- 13.3 Стадия производства
- 13.4 Стадии выпуска и хранения готовой продукции.
- 13.5 Стадия отгрузки и реализации.
- Тема 14. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования в полиграфическом производстве. Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия.
- Полная система бюджетов полиграфического предприятия
- Бюджет материальных затрат
- Примерная система бюджетов полиграфического предприятия
- Генеральный бюджет полиграфического предприятия (основные статьи)
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты (счет 20)
- Фактические общепроизводственные расходы (счет 25)
- Итоговые фактические затраты в разрезе бухгалтерских счетов
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Распределение прочих общепроизводственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально плановым расходам по заработной плате
- Соотношение плановой себестоимости и отпускной цены
- Фактические прямые затраты
- Фактические общепроизводственные расходы, руб.
- Итоговые фактические затраты
- Распределение вспомогательных материалов пропорционально фактическому расходу основных материалов
- Распределение дополнительной заработной платы пропорционально фактическим расходам по сдельной оплате труда
- База распределения (плановая заработная плата), руб.
- Распределение отчислений на социальное страхование и обеспечение пропорционально плановым расходам по заработной плате
- База распределения (плановое время выполнения заказа), ч
- Распределение амортизации производственного оборудования пропорционально плановому времени выполнения операций
- База распределения (площадь, занимаемая оборудованием, с учетом времени его загрузки), кв. М
- Распределение затрат по аренде производственных помещений пропорционально площади, занимаемой оборудованием, с учетом планового времени его загрузки
- База распределения (чср, умноженная на время выполнения операций), руб.
- Распределение прочих общепроизводственных затрат пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций
- Позаказная себестоимость с учетом переменных затрат (прямых и общепроизводственных затрат), руб.
- Распределение общехозяйственных расходов пропорционально чср, умноженной на плановое время выполнения операций