logo
Лекции по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджет в отдельных отраслях производственной сферы» / лекции_УЗКБ

Тема 7 Реализация системы бюджетирования на предприятии.

Внедрение системы бюджетирования на предприятии включает следующие составляющие:

  1. Экономическая;

  2. Организационная;

  3. Информационная;

  4. Компьютерная.

Экономическая часть реализации системы бюджетирования представлена финансово-хозяйственным механизмом, предполагающим:

Разработка бюджета требует значительного объема нормативной информации (норм расходов, расценок, тарифов и т. д.). Для ее получения указанный финансово-хозяйственный механизм предусматривает значительную подготовительную работу, в ходе которой осуществляется тщательная инвентаризация доходов и расходов, имущества и источников его формирования, резервов и потерь.

Организационное обеспечение системы бюджетирования включает модификацию организационной структуры управления предприятия и его систему документооборота. При этом существуют следующие минимальные требования:

  1. каждому подразделению предприятия присваивается статус центра доходов, центра расходов или центра ответственности;

  2. создается общее подразделение, организующее работу системы управления бюджетов – расчетно-организационный центр;

  3. руководитель расчетно-организационного центра наделяется полномочиями заместителя директора предприятия;

  4. схема документооборота предприятия изменяется следующим образом:

Информационная составляющая реализуется путем трансформации системы финансового бухгалтерского учета в систему управленческого с учетом того, что бухгалтерские данные являются основой информационного обеспечения бюджетирования. При этом возможны два варианта формирования информационной базы при внедрении системы бюджетирования на действующем предприятии:

  1. Адаптивный вариант – базируется на использовании бухгалтерской информации без ее существенного изменения. Данный вариант предполагает использование в качестве исходных данных для планирования информацию регистров бухгалтерского учета и соответствующее построение форм бюджетов, либо определенную методику обработки аналитической информации.

С одной стороны этот вариант более экономичен, поскольку не требует расходов на создание дополнительных информационных единиц исполнителей, специализированных форм данных, на обучение исполнителей работе с новыми формами документов и т. д. Он более понятен для работников бухгалтерии, длительное время осуществлявших только финансовый учет.

Однако, имеет ряд недостатков, связанных с необходимостью осуществления дополнительных затрат времени и труда работников, занимающихся планированием, и руководителей, необходимых для исключения «лишних» аналитических данных, обобщения и обработки формы представления бухгалтерской информации в форму, удобную для составления бюджетов, учитывающих специфику деятельности организации.

  1. Автономный вариант – предполагает создание в рамках системы бюджетирования специализированного отдела управленческого учета, который на основе бухгалтерских данных создает формы информации, необходимые для построения бюджетов, с минимально необходимым уровнем детализации (аналитики).

Недостатком организации автономного варианта является дублирование учетной информации при бухгалтерском и автономном управленческом учете, дополнительные расходы на заработную плату и организацию работы специализированного отдела, необходимость финансирования работы службы методологии учета, разрабатывающей формы автономного учета и график документооборота передачи информации от службы бухгалтерского учета к службе управленческого учета. В связи с этими недостатками использование варианта автономной информационной системы бюджетирования является целесообразным в случае, когда бухгалтерская система информации не отвечает требованиям, предъявляемым к организации данных для краткосрочного финансового планирования, учитывающей особенности деятельности предприятия.

Кроме того, внедрение автономной системы является необходимым при неудовлетворительном состоянии системы бухгалтерского учета. Это объясняется тем, что:

Для современных российских условий представляется целесообразной следующая стратегия создания информационной системы бюджетирования:

  1. Изначально создается упрощенная, дешевая по организации автономная система, позволяющая организовать процесс бюджетирования по укрупненным показателям.

  2. После ее освоения, отладки и привыкания работников управления к новым условиям работы в рамках системы бюджетирования возможна трансформация используемой упрощенной системы в более детализированный (аналитичный) адаптивный вариант, подразумевающий взаимосвязанные блоки планирования и учета на основе полного аналитического раскрытия плановой информации бухгалтерскими исходными данными и организации единовременного формирования плановой и отчетной информации.

Компьютерная составляющая представляет собой комплекс организационных мероприятий по обеспечению органов системы управления инструментарием по обработке и передаче финансовой и управленческой информации, включающий в себя: