4.3. Экспертные комиссии
Задачи экспертной комиссии:
организация проведения экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры и формирования дел;
организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии их подготовки к архивному хранению;
организация и проведение отбора и подготовки документов на государственное хранение.
Функции экспертной комиссии:
организует и проводит совместно с делопроизводственной и архивной службой работу по ежегодному отбору документов учреждения для дальнейшего хранения и к уничтожению;
осуществляет методическое руководство работой по экспертизе ценности документов учреждения и по подготовке их к архивному хранению, по разработке номенклатуры дел;
дает экспертную оценку проектам нормативно-методических документов по названным вопросам; оказывает содействие и методическую помощь специалистам учреждения по вопросам документоведения и архивоведения;
рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на утверждение ЭПК госархива, а затем на утверждение руководителя своего учреждения – описи дел постоянного хранения управленческой и специальной документации, перечня проектов, проблем, тем, научно-технической документации, которая подлежит передаче на госхранение, акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения;
рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на согласование ЭПК госархива, а затем на утверждение руководителя своего учреждения – сводную номенклатуру дел учреждения, описи дел по личному составу, акты об утрате или неисправимом повреждении документов постоянного хранения;
рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на рассмотрение ЭПК госархива – предложения об изменении сроков хранения категорий документов, установленных перечнем, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнем;
рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на утверждение руководителя учреждения – акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения, кроме документов со сроками хранения 10 и более лет, с отметкой ЭПК, документы до 1945 года включительно, рассматриваемых ЭПК госархива, акты об утрате или неисправимом повреждении документов по личному составу;
совместно со службами делопроизводства и кадров проводит для сотрудников учреждения консультации по вопросам работы с документами, участвует в проведении мероприятий по повышению их деловой квалификации.
Остальные экспертные комиссии, основываясь на тех же основных задачах и функциях, расширяют свои полномочия в зависимости от их значимости, в основном за счет контрольно-руководящих функций. Росархив, как высшая
архивная инстанция, организует экспертизу научной и практической ценности документов в пределах Российской Федерации и отбор на постоянное хранение в составе Архивного фонда РФ в архивах страны.
В результате деятельности экспертных комиссий составляются следующие документы:
протоколы их заседаний;
описи дел постоянного хранения;
описи дел временного хранения;
акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению.
В основе деятельности экспертных комиссий находятся типовые и ведомственные перечни документов – систематизированные списки виды и категорий документов. Содержащие нормативные указания и сроках их хранения. Выделяются типовые и ведомственные перечни с указанием сроков хранения и типовые с указанием подлежащих передаче на государственное хранение документов постоянного хранения (сейчас наиболее распространены):
Перечень типовых документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
Управленческие документы постоянного срока хранения. Образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций.
Пример 1
Наименование организации
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ УТВЕРЖДАЮ
00.00.0000 № 00 Руководитель организации
г. Тюмень _____________ И.О. Фамилия
на 200 _____год «_____»___________ 200 __г.
№ п/п | Заголовок дела (тома, части) | Кол-во дел (томов, частей) | Срок хранения дела (тома, части) и № статей по перечню | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
Наименование должности руководителя
службы делопроизводства И.О. Фамилия
Пример 2
Наименование предприятия
ПРОТОКОЛ
00.00.0000 № 00 г. Тюмень
Заседания экспертной комиссии
Председатель - Ф.И.О. (председателя ЭК)
Секретарь - Ф.И.О. (один из членов ЭК, которому на время заседания или на постоянной основе поручено исполнять обязанности секретаря)
Присутствовали:
Фамилия И.О. – председатель ЭК
Фамилия И.О. – член ЭК
Фамилия И.О. – член ЭК
Повестка дня:
О рассмотрении описей дел постоянного хранения, подлежащих передаче в архив предприятия.
О рассмотрении описей дел временного (свыше 10 лет) хранения, подлежащих передаче в архив предприятия.
О рассмотрении акта о выделении дел (документов), не подлежащих дальнейшему хранению, к уничтожению.
1. СЛУШАЛИ:
Фамилия И.О. члена ЭК о состоянии описей дел постоянного хранения, подлежащих передаче в архив предприятия (текст прилагается).
ВЫСТУПИЛИ:
Фамилия И.О. член ЭК – предложил одобрить представленные на рассмотрение заседания комиссии описи дел постоянного хранения как отвечающие установленным требованиям.
и другие
ПОСТАНОВИЛИ:
Одобрить описи дел постоянного хранения за № 00, подлежащих передаче в архив предприятия.
(указать конкретно, что именно решили по данному вопросу).
2. СЛУШАЛИ:
ВЫСТУПИЛИ:
ПОСТАНОВИЛИ:
Председатель подпись И.О. Фамилия
Секретарь подпись И.О. Фамилия
Пример 3
АКТ УТВЕРЖДАЮ
00.00.0000 № 00 Должность руководителя предприятия
______________ И.О. Фамилия
Дата
О выделении к уничтожению
дел (документов) не подлежащих хранении
____________________________________________________________________
(постоянного, временного хранения, по кадрам указать требуемое)
Фонд № ____________________________________________________________________
(название фонда)
На основании ____________________________________________________________________
(название и выходные данные перечня документов с указанием сроков хранения)
Отобраны к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы фонда № ____________________________________________________________________
(название фонда)
№ п/п | Заголовок дела или групповой заголовок дел | Дата дела или крайние даты дел | Номер описей (номенклатур) за годы | Индекс дела (тома, части) по номенклатуре или номер дела по описи | Кол-во дел (томов, частей) | Сроки хранения дела (тома, части) и номера статей по перечню | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого ________________________ дел за годы ____________________________
(цифрами и прописью)
Описи дел постоянного хранения за ____________ годы утверждены, а по личному составу согласно с ЭПК ______________________________________
(наименование архивного учреждения)
Протокол № _________ от ____________
Должность работника,
проводившего экспертизу ценности документов И.О. Фамилия
Дата
СОГЛАСОВАНО
Протокол ЭК (ЦЭК)
от ________ № ______
Документы в количестве _____________ дел, весом _____ кг в ____________
(цифрами и прописью) (наименование организации)
на переработку по приемосдаточной накладной от _________ № ____________
Должность работника,
сдавшего документы И.О. Фамилия
Дата
Изменения в учетные документы внесены:
Должность сотрудника,
внесшего изменения в учетные документы И.О. Фамилия
Дата
Вопросы для самоконтроля:
Значение, организации и методики проведения экспертизы ценности документов в государственном архиве.
Понятие «экспертиза ценности» документов.
Задачи экспертизы ценности документов в государственном архиве.
Организация работы экспертно-проверочных комиссий.
Документы, закрепляющие результаты экспертизы ценности.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Раздел 1. Государственная архивная служба и государственные архивы Лекция 1. Организация архивного дела на современном этапе
- Введение
- 1.1. Законодательная-нормативная база современного архивного дела
- 1.2. Развитие архивной деятельности в России с древних времен до конца XX века
- 1.3. Организация архивного дела на современном этапе
- Лекция 2. Классификация документов Архивного фонда рф
- 2.1. Архивный фонд Российской Федерации
- 2.2. Классификация архивных документов и дел Государственного архивного фонда Российской Федерации
- Лекция 3. Комплектование государственных архивов
- 3.1. Понятие и содержание комплектования архива
- 3.2. Принадлежность документов к комплексам общесоюзного, республиканского и местного значения
- Организация приема документов в архив
- Лекция 4. Экспертиза ценности документов (эцд) в государственном архиве
- Понятие экспертизы ценности документов
- Задачи и этапы экспертизы
- 4.3. Экспертные комиссии
- Лекция 5. Учет документов в государственном архиве
- Понятие государственного учета документов
- 5.2. Учетные документы архива
- Лекция 6. Технология обеспечения сохранности документов государственного архива
- 6.1. Требования к зданиям и помещениям архива
- 6.2. Условия хранения документов
- 6.3. Оборудование хранилищ средствами хранения
- 6.4. Размещение документов в хранилищах
- 6.5. Выдача документов из хранилища и прием их обратно
- Акт проверки наличия и состояния дел
- Форма карточки пофондового топографического указателя
- Лекция 7. Система научно-справочного аппарата к документам архивов
- Характеристика, принципы построения научно-справочного архива аппарата
- 7.2. Понятие архивного справочника
- 7.3. Описание документов
- Лекция 8. Система каталогов в архивах
- 8.1.Понятие архивного каталога
- 8.2. Порядок каталогизации архивных документов
- 8.3. Виды архивных каталогов
- Лекция 9. Путеводители и краткие справочники
- 9.1. Понятие и виды архивных путеводителей
- 9.2. Структура путеводителя
- Лекция 10. Обзоры документов и другие архивные справочники
- 10.1. Понятие обзора архивных документов
- 10.2. Система построения обзора
- А Арбуз 4, 7, 9
- Избирательная кампания, см. Кампания избирательная
- Лекция 11. Цели, направления и формы использования архивных документов
- 11.1. Основные направления, цели, формы использования архивных документов
- 11.2. Этапы поиска документной информации
- Образец оформления карты-заместителя дела
- Карта заместитель дела
- Форма заказа на выдачу дел (лицевая сторона)
- Форма акта о выдаче дел во временное пользование
- Форма листа использования документов
- Форма карты-заместителя дела
- Карта-заместитель дела
- Лекция 12. Организация работы государственного архива, планирование и отчетность архивных учреждений
- 12.1. Порядок работы архива
- 12.2. Планирование в архиве
- Список литературы