logo
Архивоведение от 24

1.2. Развитие архивной деятельности в России с древних времен до конца XX века

Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование «архивного наследия», его состав, размещение, организацию. Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности. Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.

Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся незаполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить «документальную память».

Народы и государства существуют в историческом времени и в географическом пространстве, они рождаются и погибают, эволюционируют, преобразуются в новые социальные общества. Восточнославянское государство – Киевская Русь – распалась. И на его месте образовались самостоятельные русские княжества и земли. В дальнейшем их объединение было связано с возникновением нового государственного образования – Московского великого княжества (царства), названного затем Россия и разросшегося в последствии до огромной империи.

В Киевской Руси сосредоточием правительственной деятельности князи был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии – Казне – отлагались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являющихся для городского населения местом почитания святых – покровителей города, а следовательно, оберегателей их ценностей. С принятием Русью христианства (988) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарения) церкви и монастырям угодий и привилегий (грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.). в монастырях переписывались книги, которые наши предки называли «источниками мудрости». Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого (изготавливались из пергамента и украшались цветными миниатюрами). На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно «жития святых», которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью (признанных святыми).

В XI в. появляются первые исторические сочинения – летописи (до наших дней сохранилось очень мало рукописных документов IX-XII вв. (чуть более 130).

Переход к феодальной раздробленности преодолел развитие новых культурных центров (XII-XIII вв. возникают летописные традиции в Ростово-Суздальской земле (Владимирский летописный свод, 1177), Галицко-Волынской земле, продолжается летописание в Новгороде). Феодальные княжества и республики не только стали наследниками документальных материалов Древнерусского государства, но и создали новые. Борьба между княжествами приводила к заключению договоров, которые фиксировались в «докончальных» или «крестоцелованных» грамотах (письменных договорах), подтвержденных клятвой сторон. Документы в данный период начинали играть все более важную роль и политической, экономической жизни княжеств, в придании юридической силы различным соглашениям между князьями, поэтому в период феодальной раздробленности зарождается учет и описание документов. Первая опись документов, дошедшая до нас, датируется 1288 г.: это Ипатиевская летопись, содержащая перечисленную роспись рукописей и книг.

Большое количество ценнейших документов отложилось в церквях и монастырях, (церковных хранилищах), которые являлись крупными земельными феодалами. Вклады оформлялись духовными и данными грамотами, а также нередко сопровождались передачей в монастырь старых документов.

Церковь, помимо собственных конфессиональных, обладала и некоторыми судебными функциями, связанными с особой категорий дел (приверженность к язычеству, многоженство, браки между близкими родственниками). В процессе производства таких дел создавались многочисленные документов.

Кроме деловых документов в церквях и монастырях хранились рукописи и книги, которые собирались и затем переписывались.

Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители – «диаки». В целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных «диаков» стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом «диак» («дьяк») с XIV стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.

Документы церкви хранились при главе русской православной церкви – митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы – в церквях монастырей.

С первой половины XIV в. инициатива и главенствующая роль в объединении всех русских земель переходит на Северо-Восток (происходит завершение объединения земель вокруг Москвы). За великом князем московским «и всея Руси» признавалось право свободного волеизъявления, он обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти. Государева Казна становится фактически государственной канцелярий, из которых позже выделились органы отраслевого управления – приказы. В Казне хранились документы великого князя.

С конца 90-х гг. XV в. Документы изымаются из государственной Казны и передаются в отдельный государственный архив, история деятельности которого приходится в основном на период существования русского централизованного государства. В середине XYI в. Возникают постоянно действующие приказы со своими штатами, внутренней структурой и специальным делопроизводством (военные; дворцовые приказы; внешние сношения с иностранными державами; финансовые, фискальные приказы; судебно-полицейкие приказы; судебные приказы).

В XVI-XVII вв. в правительственных учреждениях сложилась система делопроизводства. Приказной аппарат (канцелярия) состоял и Дъяков и подьячих, которые вели всю приказную документацию. Существовала «столбцовая». Ленты бумаги шириной 15-17 см и различной длины, имеющие несколько склеек. На лицевой стороне столбца наносился основной текст, а оборотная сторона служила для нанесения различных пометок, кроме того, переписчик после завершения дела ставил «справки» - указывал свое имя, а дьяк или подьячий, «вершивший» дело, скреплял столбец «скрепкой», т.е. проставлял на местах склеек буквы имени и титул. Такая система позволяла обезопасить документ от подлогов или утрат в случае расклейки столбцов. Форма приказного делопроизводства, выработался и особый стиль письма – скоропись. В приказах использовались формы документов – тетради (несколько листов, сшитых в один корешок); грамоты (отдельные наиболее важные правительственные указы или частные сделки). Постепенно в работе приказов произошло разделение в хранении подлинников и копий документов.

Первоначально архивы в приказах располагались в тесных, неприспособленных помещениях – «казенках». После сильнейшего пожара в Москве в 1626 г., уничтожившим большое количество деревянных построек, в том числе и тех, где располагались приказы, в Кремле было построено специальное каменное здание, в котором и разместились уцелевшие архивы приказов. В дальнейшем именно сюда, стали поступать на хранение документы от московских приказов.

Для истории архивного дела русского централизованного государства особое значение имеет Царский (или государственный) архив, который в XYI в. занимал центральное место среди хранилищ письменных материалов. Документы в архивах хранились в ящиках, в каждом из которых находились грамоты, книги, тетради, столбцы, а в некоторых – архивы бывших независимых земель.

Условно архив можно было разделить на две группы материалов: изъятых в воссоединенных землях (духовные грамоты великих и удельных князей) и возникавших в процессе деятельности государственных учреждений (документы по истории внутренней и внешней политики русского централизованного государства). В царском архиве отлагались материалы, начиная с XIY в., в том числе документы упраздненных учреждений и наиболее важная документация XYI в. В конце XYI в. большинство дел из Царского архива были переданы в архив Посольского приказа. В начале XVII в. (в Смутное время) входящие ранее в состав Царского архива документы сильно пострадали в результате военной интервенции.

Архивная деятельность в годы царствования Петра 1 претерпела значительные изменения. К концу XVII в. в системе государственных учреждений - приказов – устарела, и в начале XYIII в. вместо них были созданы коллегии, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны. Все документы коллегий откладывались в хранилища при коллегиях. В 1708 г. была проведена реформа местного управления, в результате которой государство было поделено на губернии. Центральным учреждением, ведавшим управлением в городах, стал Главный магистрат, а на местах были учреждены городские магистраты. В хранилищах при вновь созданных местных учреждениях сконцентрировались документы предшествующих органов самоуправления. В 1721 г. был образован Синод во главе со светским лицом. Произошло подчинение церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата. В фондах Сената, Синода, Кабинета министров, Верховного тайного совета и других органов власти, возникавших в период дворцовых переворотов, хранились ценнейшие сведения о внутренней и внешней политике XVII в., а также личные документы императоров и императриц, сменявших друг друга на престоле.

Происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Стали создаваться архивохранилища при новых высших, центральных и местных учреждениях, а также предпринимались попытки организовать хранение документов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений.

Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения сохранности документов в делопроизводство стало внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726 гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знакомую нам форму.

В результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельным структурным подразделением. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720 г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечению определенного срока.

Данная ситуация существовала до 70-х гг. XYIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775-1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762-1796), количество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло. В годы Екатерины II был разработан проект нового управления губерниями – «Учреждения для управления губерниями Всероссийской империи» (1775). Реформа унифицировала органы местной администрации, усилила централизацию власти, укрепила диктатуру дворянства в центре и на местах (продержалась до 60-х гг. XIX в. до 1917 г.). Ликвидированные в результате ее учреждения должны были сдать окончательные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведение Сената (просуществовал с 1781 по 1834 гг). По такой же схеме происходила концентрация «решенных дел» в Москве - они были сосредоточены в Московском государственном архиве старых дел. В Москве дела принимались на хранение в упорядоченном состоянии – по описям и реестрам (были и повреждения из-за небрежного хранения), а документы петербургских архивов сильно пострадали во время наводнения 1777 г.

Много документов погибло в Отечественную войну 1812 г. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое дело (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива коллегии иностранных дел в июне 1834 г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел.1852 г. был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определяющим работу архивов.

В 1872 г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через десять лет, в 1882 г. был создан архив в Санкт-Петербурге, а в 1888 г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора. Во второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

В начале XIX в. при проведении реформ управления, требования к созданию изменились – недостаток финансов, приспособленности помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике привело к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибли. Научная общественность пыталась обратить внимание правительства на совершенно недопустимое отношение к архивам. Второй археологический съезд в 1872 г. ходатайствовал перед правительством об образовании особой комиссии для выработки общих правил работы архивов. В ответ на ходатайство в 1873 г. была учреждена комиссия из 28 ведомств и ученых учреждений, основная задача которой состояла в написании положения о Главной архивной комиссии как правительственном учреждении, долженствовавшем объединить управление архивами разных ведомств и подчинить их однообразным правилам хранения и пользования. Эта рекомендация была осуществлена лишь в апреле 1884 г., когда были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбор материалов для уничтожения и формирования местных исторических архивов.

ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918 г. фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода.

Архивная деятельность в начале XX в. – в годы Первой мировой войны (1914-1918) многие архивы понесли существенные потери (не были своевременно эвакуированы), сократилось ассигнование на нужды архивного дела в стране. После свержения монархии в марте 1917 г. были предприняты попытки чиновниками государственного аппарата уничтожить документы, компрометирующие действия властей. Ущерб был нанесен архивам полицейских охранных отделений, судов. Уничтожались важные документы, и в первую очередь – агентурные.

1 июня 1918 г., Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, который многие десятилетия был основополагающим законодательным актом в организации архивного дела в СССР.

В декрете были заложены принципиальные изменения в организации архивного дела в стране, которые заключались в следующем: все архивы правительственных учреждений должны были быть ликвидированы как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела и документы должны были войти в Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), заведование ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом, или Главархив – провозглашалась централизация архивного дела в стране.

Перед Главаривом стояли очень сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАФ: обеспечение их сохранности и перевозки в государственные архивы; организации использования документов; контролю за сохранностью документов в учреждениях; первичной научно-технической обработке документов, поступающих в архив – были созданы инспекторские группы.

Архивная деятельность в советский и постсоветский периоды – войны, революции, смены политического строя, распад, восстановление и вновь распад единой страны отразилось на формировании архивов.

После образования в декабре 1922 г. единого союзного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР) – были созданы общесоюзные органы власти: всесоюзные съезды Советов и Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР (система государственного управления существовала до принятия Конституции СССР 1936 г.). С 1936 г. высшим общесоюзным органом государственной власти стал Верховный Совет СССР (просуществовал до 1991 г.), состоящий из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

30 января 1922 г. декретом ВЦИК (Верховный центральный исполнительный комитет) было утверждено Положение о Центральном архиве РСФСР. В соответствии с Положением все архивные учреждения были объединены в Центральный архив РСФСР (Центрархив), находящийся в ведении ВЦИК. Создание государственных архивов и особого органа управления архивным делом (Центрархива) подчеркивало, общегосударственную значимость архивов и должно было ограничить ведомственный произвол в уничтожении документов. Изданный в середине 20-х гг. Декрет о приведении в порядок и сдаче в Единый государственный архивный фонд документов за 1917-1924 гг.

10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК СССР и Совета Народных Комиссаров СССР было создано Центральное архивное управление союза ССР (ЦАУ СССР) для общего направления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию архивными фондами общесоюзного значения.

В конце 80-х гг. XX в. произошли важные изменения в государственном управлении СССР. 1 декабря 1988 г. были приняты два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР», 14 марта 1990 г. – закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР». На основании этих законов была установлена новая структура высших органов власти: Президент СССР – Съезд народных депутатов СССР – Верховный Совет СССР – Совет Федерации – Комитет Конституционного надзора.

8 декабря 1991 г. руководители трех республик (РСФСР, УССР, БССР), входящих в состав СССР, тайно собравшиеся в Белорусской пуще, заявили, что СССР прекращает свое существование; соответственно была прекращена деятельность органов СССР – началась история Российской Федерации.

Архивное дело в СССР после военный период – с конца 1940-х и начала 1950- гг. XX в. начинается активное выявление документов для использования их в народнохозяйственных целях - при восстановлении разрушенных войной предприятий.

После смерти И.В. Сталина и развенчании его культа личности на XX съезде партии в 1956 г. изменилась внутриполитическая ситуация в стране. Произошло преобразование в управлении архивным делом. Постановление, принятое в 1958 г. Совета Министров СССР «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и сети центральных государственных архивов СССР». В состав ГАФ были включены новые категории материалов (документы учреждений и предприятий, образованных немецко-фашистскими и другими оккупационными властями в период Великой Отечественной войны и на временно захваченной территории СССР). А также материалы всех органов власти, управления и негосударственных объединений, существовавших на территории СССР.

В 1960 г. изменились подведомственность и правовое положение Главного архивного управления: оно было передано в непосредственное подчинение Совета Министров СССР и получило название Главного архивного управления при Совете Министров СССР (ГАУ СССР, позднее Главархив СССР). Это способствовало либерализации доступа к архивным документам.

28 июля 1961 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении положения о Главном архивном управлении при Совете Министров СССР и сети центральных государственных архивов СССР». В числе основных задач Главархива СССР было названо обеспечение сохранности документов ГАФ СССР; научное и организационно-методическое руководство государственными и ведомственными архивами и контроль за обеспечением сохранности документов, находящихся в архивах министерств и ведомств.

В 1966 г. при Главархиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

В 1076 г. в СССР был принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которого архивные документы были отнесены к историческим памятникам, а на Главархив СССР возлагались обязанности использования этой категории памятников.

В 1978 г. было опубликовано постановление «Об улучшении организации архивного дела в центральных государственных архивах СССР». В нем особое внимание было уделено проблемам комплектования центральных архивов материалами общесоюзных министерств и ведомств.

4 апреля 1980 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об утверждении положения о Государственном архивном фонде СССР и Главном архивном управлении при Совете Министров СССР» - это положение действовало до распада СССР и принятия архивного законодательства Российской Федерации. В ведении к Положению было дано новое толкование документальных памятников, а именно то, что является достоянием всего народа, и следовательно, строгое соблюдение правил охраны и использования – задача не только государства и общественных организаций, но и каждого гражданина. Цель создания Государственного архивного фонда (ГАФ) – централизованный учет, хранение и исследование документов.

В 1991 г. Главархив СССР был ликвидирован как общесоюзное отраслевое ведомство. Все его функции были переданы центральным архивным органам союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.