logo search
Лекции по курсу «Учет затрат, калькулирование и бюджет в отдельных отраслях производственной сферы» / лекции_УЗКБ

Содержание:

Тема 1. Общие понятия бюджетного управления. 2

Тема 2 Бюджетная и финансовая структура предприятия. 5

Тема 3 Общие принципы бюджетирования. 9

Тема 4 Основные понятия системы бюджетирования 12

Тема 5 Основные принципы функционирования системы бюджетирования 15

Тема 6 Бюджетное устройство предприятия. 17

Тема 7 Реализация системы бюджетирования на предприятии. 20

Тема 8 Общая технология составления сводного бюджета промышленного предприятия. 25

Тема 9. Основные функции субъектов бюджетирования. 29

Тема 10. Затраты: их поведение и классификация. 31

10. 1 Понятие затрат и их общая классификация. 31

10.2 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли. 36

10.3 Классификация затрат для принятия решений и планирования. 40

Таблица 43

10.4 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности. 45

10.5 Группировка и распределение затрат 46

Тема 11. Калькулирование себестоимости продукции. 49

11.1 Себестоимость продукции: ее состав и виды. 49

11.2 Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством. 53

11.3 Принципы калькулирования, его объект и методы. 55

11.4 Калькулирование полной и производственной себестоимости. 59

Тема 12 Методы учета затрат и расчета себестоимости. 67

12.1 Попроцессный метод. 67

12.2 Попередельный метод 69

12.3 Позаказный метод 74

12.4 Нормативный метод учёта затрат на производство. 79

12.5 Метод учета фактических затрат. 82

12.6 Учет затрат по функциям (АВС-метод) 83

12.7 Система Стандарт-костинг. 84

12.8 Система Директ-костинг. 86

Тема 13 Комплексный нормативный метод учета (стандарт – директ–костинг), как информационная база бюджетного процесса. 89

13.1 Стадия заготовления материально – оборотных средств (МРО) 94

13.2 Стадия хранения материальных оборотных средств. 98

13.3 Стадия производства 98

13.4 Стадии выпуска и хранения готовой продукции. 100

13.5 Стадия отгрузки и реализации. 101

Тема 14. Особенности учета затрат, калькулирования и бюджетирования в полиграфическом производстве. 109

Тема 1. Общие понятия бюджетного управления.

Любой управленческий процесс представляет собой замкнутую цепочку действий:

1) прогнозирование – моделирование будущего желаемого состояния объекта с учетом прогнозных изменений влияний факторов внешней среды;

2) планирование – поэтапная разработка планов, действий по достижению смоделированного состояния объекта управления;

3) организация – формирование номенклатуры полномочий, связанных с выполнением запланированных действий и распределением их между организационными единицами управляющего объекта (исполнителя);

4) контроль – учет фактических результатов использования запланированных действий организационными единицами в рамках делегированных полномочий, выявленных отклонений от плановых результатов;

5) регулирование – внесение корректировок с учетом оценки характера отклонений фактических результатов от плановых.

В настоящее время одной из наиболее эффективных систем организации указанного процесса является бюджетное управление (бюджетирование). В различных источниках существует несколько толкований бюджетирования.

Изначально под ним понимается процесс краткосрочного планирования и оперативной деятельности компании в виде структурирования планируемого финансового результата на конкретные виды доходов и расходов, и закрепление ответственности за их формирование и исполнение за конкретными организационными единицами.

Сейчас Бюджетирование рассматривается как полноценная система управления бизнесом, основанная на управленческом бухгалтерском учете, данные которого используются для осуществления указанного выше краткосрочного финансового планирования. Контрольная составляющая этой системы основывается на оперативном учете практических результатов исполнения краткосрочных планов и систем поощрений и взысканий для ответственных лиц и подразделений.

Процесс бюджетного управления можно изобразить в виде схемы:

Схема 1. Процесс бюджетного управления

Период оборота действий в представленной схеме соответствует периоду времени краткосрочного планирования (неделя, месяц, квартал и т.д.). Этот период зависит от динамики изменения внутренних и внешних процессов, влияющих на экономическое состояние предприятия.

Управление, основанное на краткосрочном финансовом планировании, имеет свои преимущества:

- существенное снижение проявлений вероятного характера плановых показателей в связи с тем, что они не существенно отличаются от базовых показателей – фактических данных предыдущего периода

- снижение нагрузки высших форм управления в связи с децентрализацией управленческих усилий по формированию и исполнению конкретных доходов и расходов путем делегирования полномочий исполнителя на основе соблюдения принципа самоуправления в установленных рамках.

Эффективность управления увеличивается в связи совмещением самоуправления деятельности организационных единиц и контроля за ее результатами путем материальных поощрений и взысканий, применяемых к конкретным исполнителям.

С другой стороны бюджетирование имеет недостатки:

- существенные сложности, связанные с трансформацией стандартной системы управления в бюджетную, требующую разработки регламентированных форм документов, специализированных форм и средств документооборота, перестройки системы бухгалтерского финансового учета в систему управленческого учета, обучение персонала и руководства работе на принципах самоуправления и т.д.;

- возможность потери контроля за деятельностью центров ответственности при саморегулировании;

- при неэффективном уровне менеджмента возможна утрата контроля за центрами ответственности в части формирования расходов (исключительно для «освоения бюджета»), что может привести к необоснованному завышению расходов всей компании;

- возможность возникновения иррациональной конкуренции между центрами ответственности в рамках одной системы бюджетирования, когда, например, один центр достигает премии руководства за счет необоснованной экономии расходов на организацию заказов другого центра ответственности.