logo search
Краткий курс лекций

3. Анализ ассортимента и структуры продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должна учитывать; спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и технологических, финансовых ресурсов.

Система формирования ассортимента включает:

  1. Определение потребностей покупателей;

  2. Оценку уровня конкурентоспособности продукции;

  3. Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции;

  4. Оценку степени риска изменений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью коэффициента ассортиментности. Он определяется: отношением общего фактического выпуска продукции, зачтённого в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции.

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом не зачитывается в выполнении плана по ассортименту. Если наблюдается недовыполнение плана по ассортименту то это может быть вызвано рядом причин как внешних (конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей), так и внутренних (недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, недостатки в системе управления).

В процессе анализа следует провести оценку структурных сдвигов в составе продукции и их влияние на экономические показатели.

Увеличение объёма производства по одним видам и сокращения по другим приводит к изменению её структуры.

Структура продукции – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных её видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции.

Изменение структуры оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость, прибыль, рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот.

То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Для расчёта влияния структурных сдвигов используют:

- метод прямого счёта по всем изделиям

- метод средних цен

При методе средних цен прирост объёма продукции (∆ВПстр.) за счёт изменения структуры определяется:

ВПстр.= (Цф - Цпл) * Кф

где Цф, Цпл – средние оптовые цены по плану и фактически

Кф – фактическое количество изделий в отчётном периоде

Метод прямого счёта по всем изделиям производится следующим образом:

ВПстр = Впф * УДф – ВПф * УДпл

где ВПф – фактический выпуск продукции

УДф, УДпл – соответственно фактическая и плановая структура