logo
Краткий курс лекций

7. Анализ факторов, влияющих на реализацию продукции и на производства продукции

Важным условием анализа является необходимость установления факторов изменения объёма реализованной продукции. Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции: 1-ый - если выручка определяется по отгруженной продукции, то товарный баланс будет:

ГП н + ТП = РП + ГП к

РП = ГП н + ТП - ГП к

2-ой - если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс будет:

ГП н + ТП +От н = РП +ОТ к + ГП к

РП = ГП н + ТП + ОТ н - ОТ к - ГП к

ГП н, ГП к - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска продукции;

РП - объём реализации продукции за отчетный период;

ОТ н, ОТ к - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчёт влияния данных факторов на объём реализованной продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самых этих показателей.

Факторы, влияющие на объём продукции можно объединить в 3-й группы:

1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР*ГВ

РП = Дв*ЧР*ГВ

2. Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ*ФО

РП = Д в * ОПФ * ФО

3. Обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО

РП = Д в * МЗ * МО

Д в - доля реализованной продукции в общем объёме валовой продукции.

Расчёт влияния данных факторов на объём валовой и реализованной продукции может произвести одним из приёмов детерминированного факторного анализа.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4