logo
Краткий курс лекций

З. Методика факторного анализа прибыли от реализации продукции, работ и услуг.

Основную часть прибыли организации получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения её суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырёх факторов первого уровня: объёма реализации продукции (VРП); её структуры (УД); себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi):

П = ∑(VРПобщ * УДi * (Цi - Ci));

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объёме и реализации, то сумма прибыли возрастает и, наоборот.

Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Среднереализационные цены и прибыль находятся в прямо пропорциональной зависимости.

Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли.

Качество прибыли признаётся высоким, если её увеличение обусловлено ростом объёма продаж, снижением себестоимости.

Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен без увеличения физического объёма продаж и снижения затрат на рубль продукции.

В ходе анализа следует также проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от тех же факторов, кроме структуры: объёма продажи продукции (VPПi), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi).

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Пi = VРПi * (Цi - Сi)

Анализ проводится с помощью способа цепной подстановки.

В заключение анализа определяются резервы увеличения прибыли от реализации продукции.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4