Организация приема документов в архив
После оперативной работы с документами дела структурных подразделений должны быть переданы на хранение в ведомственный архив. В ведомственный архив сдаются дела, оконченные производством, на срок хранения более 10 лет, а также дела по личному составу. Передача дел в ведомственный архив осуществляется по описи, составленной в структурном подразделении. В процессе передачи дел необходимо проверить: правильность формирования и оформления дел; соответствие количества дел постоянного и долговременного хранения, заведенных в соответствии с номенклатурой, и количество этих дел, включенных в опись.
Проверка формирования дела предполагает установление соответствия между заголовком дела на его обложке и содержимым дела. Принципы формирования дел отражены в их заголовках, которые, в свою очередь, закреплены в номенклатуре дел учреждения.
Дела, передаваемые в ведомственный архив, должны подвергаться в структурных подразделениях полному оформлению - каждое дело должно быть переплетено и подшито, листы дела должны быть пронумерованы (нумерация должна быть скреплена завершительной надписью в конце дела, где указывается общее количество листов); обложка дела правильно оформлена (содержать название учреждения и структурного подразделения, делопроизводственный индекс дела, заголовок дела, крайние даты дела, срок хранения дела, количество листов в деле). Особо ценные, личные, судебные и следственные дела, а также другие категории дел составляется внутренняя опись, в которой указывается заголовок и дата каждого документа, его индекс и номера листов дела, на которых находится документ.
Составление количества дел в номенклатуре и в описи – если в описи дел постоянного и долговременного хранения меньше, чем было заведено в соответствии с номенклатурой, то составляется справка и предпринимаются все меры к розыску недостающих дел.
Материалы долговременного хранения по личному составу (до 75 лет), по которым исполняется множество социально-правовых запросов граждан, поступают на хранение в объединенные межведомственные архивы. Сроки хранения документов в ведомствах, имеющих отраслевые фонды, определяются специальным соглашением между ведомством и Росархивом.
Передача дел на хранение в государственные архивы – документы принимаются от ведомств по описям дел постоянного хранения с визой экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) архивного учреждения и актам приема-передачи.
Передача документов из каждого учреждения – источника комплектования в государственный архив осуществляется ежегодно или раз в 3-5 лет (в зависимости от объема документов фондообразователя). Комплектование государственного архива документами фондообразователя осуществляется в несколько этапов:
на заседании ЭПК госархива утверждается опись дел постоянного хранения, которые должны быть перемещены в архив (этот экземпляр описи остается в государственном архиве);
сотрудник государственного архива выезжает в ведомственный архив для проверки физического и санитарно-гигиенического состояния дел, оформления дел и т.д.;
в соответствии с описями поединично передаются дела на постоянное хранение. В особо ценных делах проверяется количество листов. Если количество дел в описи больше количества реально передаваемых дел, в описи делается новая итоговая запись, а ведомственный архив составляет справку о причинах отсутствия дел.
Прием документов на хранение производится на основании акта приема-передачи документов на хранение. В акте указывается учреждение, передающее документы, и архив, в который они поступают, причина передачи (истечение сроков ведомственного хранения или ликвидации учреждения), количество передаваемых копий, количество особо ценных дел. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается представителями государственного и ведомственного архивов. Вместе с документами передаются два экземпляра описи (в дополнение к экземпляру, оставшемуся в архиве после утверждения описи ЭПК государственного архива). Один экземпляр описи остается в ведомственном архиве. На трех экземплярах описи, переданных в государственный архив, делается отметка о передаче документов (всего составляется четыре экземпляра описи).
Прием документов от источников комплектования негосударственной части Архивного фонда РФ - из многолетнего опыта, сохранность документов у этих фондообразователей оставляет желать лучшего. Эти документы рекомендуется принимать через пять лет после окончания их делопроизводства. Собственники документов могут передавать свои документы в собственность государства на хранение в учреждения Федеральной архивной службы России, государственные музеи и библиотеки. Передача права собственности на документы оформляется соглашением (договором) с архивным учреждением. В случае необходимости условия хранения и использования документов могут включать ограничения права доступа и использования документов, содержащих тайну личной жизни, коммерческую тайну, являющихся объектом авторского права и др.
Документы личного происхождения также могут поступать в государственный архив по договору дарения, по завещанию, по решению суда или нотариальных органов и признании документов бесхозными, по договору купли-продажи.
На временное хранение (депонент) документы личного происхождения передаются на основе личного заявления владельца.
При приеме документов составляется акт приема-передачи, к которому прилагается сдаточная опись.
Особое значение имеет договор между архивом и владельцем, так на его основе документы передаются в государственную собственность.
В современных условиях архивисту необходимо использовать методы «активного комплектования»:
проведение бесед с фондообразователями о важности сохранения их документов;
выявление потенциальных источников комплектования в органах регистрации юридических лиц, а также на основе изучения хроники общественно-политической жизни;
анкетирование, интервьюирование лидеров и членов партий и движений, запись митингов и других событий общественно-политической жизни, запись устных выступлений;
сбор воспоминаний, составление хроники событий;
сбор документов, отражающих общественное мнение, участие во встречах, «круглых столах» с фондообразователями.
Основой работы по «активному комплектованию» является высокий профессионализм, компетентность, вежливость и активная позиция архивиста.
Вопросы для самоконтроля:
Задачи комплектования государственных архивов.
Понятия: «источник комплектования», «зона комплектования» государственного архива.
Критерии определения источников комплектования архивов.
Основные правила использования списков источников комплектования государственных архивов.
Организация приема документов в архив.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Введение
- Раздел 1. Государственная архивная служба и государственные архивы Лекция 1. Организация архивного дела на современном этапе
- Введение
- 1.1. Законодательная-нормативная база современного архивного дела
- 1.2. Развитие архивной деятельности в России с древних времен до конца XX века
- 1.3. Организация архивного дела на современном этапе
- Лекция 2. Классификация документов Архивного фонда рф
- 2.1. Архивный фонд Российской Федерации
- 2.2. Классификация архивных документов и дел Государственного архивного фонда Российской Федерации
- Лекция 3. Комплектование государственных архивов
- 3.1. Понятие и содержание комплектования архива
- 3.2. Принадлежность документов к комплексам общесоюзного, республиканского и местного значения
- Организация приема документов в архив
- Лекция 4. Экспертиза ценности документов (эцд) в государственном архиве
- Понятие экспертизы ценности документов
- Задачи и этапы экспертизы
- 4.3. Экспертные комиссии
- Лекция 5. Учет документов в государственном архиве
- Понятие государственного учета документов
- 5.2. Учетные документы архива
- Лекция 6. Технология обеспечения сохранности документов государственного архива
- 6.1. Требования к зданиям и помещениям архива
- 6.2. Условия хранения документов
- 6.3. Оборудование хранилищ средствами хранения
- 6.4. Размещение документов в хранилищах
- 6.5. Выдача документов из хранилища и прием их обратно
- Акт проверки наличия и состояния дел
- Форма карточки пофондового топографического указателя
- Лекция 7. Система научно-справочного аппарата к документам архивов
- Характеристика, принципы построения научно-справочного архива аппарата
- 7.2. Понятие архивного справочника
- 7.3. Описание документов
- Лекция 8. Система каталогов в архивах
- 8.1.Понятие архивного каталога
- 8.2. Порядок каталогизации архивных документов
- 8.3. Виды архивных каталогов
- Лекция 9. Путеводители и краткие справочники
- 9.1. Понятие и виды архивных путеводителей
- 9.2. Структура путеводителя
- Лекция 10. Обзоры документов и другие архивные справочники
- 10.1. Понятие обзора архивных документов
- 10.2. Система построения обзора
- А Арбуз 4, 7, 9
- Избирательная кампания, см. Кампания избирательная
- Лекция 11. Цели, направления и формы использования архивных документов
- 11.1. Основные направления, цели, формы использования архивных документов
- 11.2. Этапы поиска документной информации
- Образец оформления карты-заместителя дела
- Карта заместитель дела
- Форма заказа на выдачу дел (лицевая сторона)
- Форма акта о выдаче дел во временное пользование
- Форма листа использования документов
- Форма карты-заместителя дела
- Карта-заместитель дела
- Лекция 12. Организация работы государственного архива, планирование и отчетность архивных учреждений
- 12.1. Порядок работы архива
- 12.2. Планирование в архиве
- Список литературы