logo search
Краткий курс лекций

5. Анализ качества продукции.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

- оценивается технический уровень продукции

- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, надёжность и долговечность.

Анализ качества продукции производится по 3 группам показателей:

- косвенным

Обобщающие показатели характеризуют качество всей производственной продукции независимо от её вида и назначения:

Индивидуальные показатели характеризуют одно из ее свойств:

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, рекламации, уплаченные штрафы и неустойки за низкокачественную продукцию.

Вначале анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается:

  1. Доля продукции каждого сорта в общем объёме производства (отношение продукции i-го сорта к общему объёму производства)

  2. Средний коэффициент сортности;

  3. Средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

При оценке выполнения плана по 1-му показателю фактическую долю каждого сорта в общем объёме продукции сравнивают с плановой.

Средний коэффициент сортности можно определить отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1-го сорта.

Ксорт = (VBПi * Цi)/ (VBПoбщ * Ц1с)

Средневзвешенная цена определяется отношением стоимости продукции всех сортов на общий выпуск продукции в натуральном выражении:

Ц = (VBПi * Цi) / VBПi

Например

Расчет коэффициент сортности.

Сорт продукции

Цена за 1 шт, руб

Выпуск продукции

Стоимость выпуска продукции, тыс. руб.

пл

ф

пл

ф

По цене 1-го сорта

пл

ф

1

6000

2880

3528

17280

21168

17280

21168

2

5000

1728

1008

8640

5040

10368

6048

3

2500

1152

504

2880

1260

6912

3024

Итого:

-

5760

5044

28800

27468

34560

30240

К сорт пл = 28800/34560 = 0,833

К сорт ф = 27468/ 30240 = 0,908

Выполнение плана по качеству = 0,908 /0,833*100% = 109%

Средневзвешенная цена определяется:

Ц пл = 28800/5760 = 5000 руб

Ц ф = 27468/ 5040 = 5450 руб

Далее в ходе анализа определяется влияние качества продукции на стоимостные показатели работы организации: выпуск товарной продукции (∆ТП), выручку от реализации (∆В) и прибыль (∆П).

∆ТП = (Ц10)*К1

∆В= (Ц1 – Ц0 ) * VРП1

∆П= [ (Ц1 - Ц0) * VРП1 ] - [(C1- С0) * VРП1 ]

Цо, Ц1 - цена изделия до и после изменения качества;

Со, C1 - уровень себестоимости до и после изменения качества;

K1 - количество произведённой продукции повышенного качества;

VРП1 - объём реализованной продукции повышенного качества.

В заключение анализа изучаются причины понижения качества и допущенного брака. Разрабатываются рекомендации по улучшению ситуации.