logo search
lektsii_po_BFU_temy_1-4

4. Учет затрат по строительству объектов и учет оборудования к установке

Строительные работы осуществляются при наличии титульных списков, проектно-сметной документации и источников финансирования. Титульные списки — это перечень объектов, намеченных строительству или реконструкции. В них предусматриваются сроки начала и окончания работ, сметная стоимость, объемы капитальных вложений по годам и др. В проектно-сметную документацию включаются проект, чертежи, комплекс технических документов, сводный сметный расчет, пояснительные записки и другие материалы, необходимые для намеченного строительства или реконструкции здания, сооружения или предприятия. Проектно-сметная документация разрабатывается на основе технико-экономических обоснований и технико-экономических расчетов.

Учет затрат по строительству объектов рекомендуется вести по следующей технологической структуре расходов, определяемой сметной документацией:

а) на строительные работы;

б) на работы по монтажу оборудования;

в) на приобретение оборудования, сданного в монтаж;

г) на приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря; оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса;

д) на прочие капитальные затраты;

е) на затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.

При осуществлении строительства подрядным способом заказчик заключает договор подряда, как правило, с основным подрядчиком (генеральным подрядчиком). Он отвечает перед заказчиком выполнение всех общестроительных, специальных строительных и монтажных работ. Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения работ другие строительные или монтажные организации, которые называются субподрядчиками. Субподрядчики заключают договоры с генеральным подрядчиком и отвечают перед ним за выполнение отдельных видов работ, их сроки и качество. Завершенные подрядчиками работы заказчики оплачивают в зависимости от выбранных сторонами способов расчетов.

Организация строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляется застройщиками.

Для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ составляется Акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2), заполняемый по данным Журнала учета выполненных работ.

Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3). В этом документе отражаются все затраты подрядчика, в том числе и не предусмотренные сметой.

Приемка строительных объектов в эксплуатацию оформляется Актом приемки законченного строительства объекта (ф. № КС-11) и Актом приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией (ф. № КС-14).

В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости, указанной договоре на строительство. Поэтому в строительстве обычно применяется позаказный метод учета произведенных затрат. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала проведения работ до ввода объекта в эксплуатацию. При этом затраты на капитальное строительство приобретают форму первоначальной стоимости введенных объектов основных средств. До окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете 08, составляют незавершенные капитальные вложения.

Строительные и монтажные работы выполняются либо подрядным способом, т.е. специализированными строительно-монтажными организациями (подрядчиками) на договорных началах, либо хозяйственным способом, т.е. самим застройщиком.

При подрядном способе выполненные и оформленные строительные и монтажные работы отражаются у застройщика на счете 08 по договорной стоимости. Стоимость строительных работ в бухгалтерском учете застройщика отражается на основании акта о приемке выполненных работ (по форме № КС-2), который подписывают застройщик и подрядчик. Оплачиваются указанные работы застройщиком по справке о стоимости выполненных работ и затрат (по форме № КС-3). На основании этой справки застройщик включает стоимость выполненных работ в состав вложений во внеоборотные активы. На счетах бухгалтерского учета эта операция отражается следующими записями:

Дт 08/3 Кт 60 – на стоимость строительных или монтажных работ (без НДС);

Дт 19/1 Кт 60 – на сумму НДС со стоимости строительных или монтажных работ.

Уменьшение задолженности по мере оплаты счетов отражается:

Дт 60 Кт 51,52,55.

У подрядчика все затраты по выполнению строительных работ являются основным видом деятельности и учитываются на счете 20 «Основное производство», т.е. на основании документов по отпуску материалов и запасных частей, расчетных ведомостей по начислению заработной платы и пр. делаются бухгалтерские записи:

Дт 20 Кт 10, 70, 69 и др.

Согласно ПБУ 2/08 «Учет договоров строительного подряда» застройщик выявляет финансовый результат от выполнения своих функций определением разницы между величиной средств, заложенных в смету на строящиеся в данном отчетном периоде объекты, и фактическими затратами. В случае расчетов застройщика с инвестором за сданный объект по договорной стоимости финансовый результат включает также разницу между этой стоимостью и фактическими затратами на строительство объекта с учетом затрат на содержание застройщика. Таким образом, после окончания строительства и сдачи объекта по акту заказчику на бухгалтерских счетах подрядчика делаются записи:

Дт 62 Кт 90/1.

При списании фактической себестоимости выполненных подрядчиком работ и НДС по работам и услугам подрядчика:

Дт 90/2 Кт 20, 68.

Таким образом, на счете 90 «Продажи» подрядчик традиционным образом определяет свою прибыль или убыток от проведения строительства конкретного объекта.

Если же строительная деятельность для заказчика не является обычным видом деятельности, то финансовый результат выявляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с договором на строительство расчеты между застройщиком и подрядчиком могут осуществляться:

Как уже отмечалось, порядок расчетов за выполненные строительными и монтажными организациями работы регламентируется договором подряда, в котором может предусматриваться авансирование оплаты затрат под незаконченные работы. В этом случае перечисленные заказчиком денежные средства отражаются как авансы выданные, т.е. делается запись:

Дт 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кт 51, 55.

При недостаточности собственных средств застройщик может оформить кредит в банке для оплаты счетов подрядчика. Поступление кредита отражается:

Дт 51, 55 Кт 66, 67.

Согласно ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» при использовании кредита для предварительной оплаты получаемого имущества или услуг проценты, начисленные с момента его получения до оприходования приобретенного имущества (потребления услуг), относятся на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с перечислением аванса. Проценты, начисленные после поступления имущества (услуг), признаются операционными расходами.

Проценты по кредиту, начисленные до получения имущества (услуги), отражаются:

Дт 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кт 66, 67.

Отнесение начисленных процентов в дебет счета учета расчетов с подрядчиком вполне объяснимо. Если до получения имущества сделка будет расторгнута по вине подрядчика, то застройщик в соответствии с гражданским законодательством будет вправе потребовать от контрагента возмещения не только суммы аванса, но и всех понесенных затрат, в том числе и начисленных за это время процентов по кредиту. После получения имущества (услуги) и до ввода объекта в эксплуатацию начисление процентов будет отражаться:

Дт 08/3 Кт 66, 67.

Подрядная организация может отражать полученные авансы как выручку по этапам незавершенного строительства. Для этих целей у подрядчика используется счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». На этом счете обобщается информация о законченных в соответствии с заключенными договорами этапах работ, имеющих самостоятельное значение. Этот счет при необходимости используется организациями, выполняющими работы долгосрочного характера, начальные и конечные сроки выполнения которых обычно относятся к разным отчетным периодам. Стоимость оплаченных заказчиком этапов работ подрядчик показывает:

Дт 46 Кт 90/1.

Одновременно сумма затрат по уже законченным и принятым этапам работ списывается:

Дт 90/2 Кт 20.

Суммы поступивших от заказчиков средств в оплату принятых этапов отражаются:

Дт 51, 55 Кт 62.

По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов списывается:

Дт 62 Кт 46.

Стоимость полностью законченных работ, учтенная на счете 62, погашается за счет ранее учтенных авансов и сумм, полученных от заказчика в окончательный расчет.

Заказчик при этом акцептует (дает согласие на оплату) счета подрядчиков на выполненные этапы строительных работ согласно акту приемки выполненных работ:

Дт 08/3 Кт 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным».

При хозяйственном способе производства строительно-монтажных работ затраты учитываются на счете 08. На этом счете отражаются фактически произведенные застройщиком затраты:

Дт 08/3 Кт 10, 70, 69 и др.

Если организации располагают самостоятельными структурными подразделениями, производящими строительно-монтажные работы, то они учитывают свои затраты на счете 23:

Дт 23 Кт 10, 70, 69 и др.

По окончании данных работ затраты списывают:

Дт 08/3 Кт 23.

Ввод объектов основных средств в эксплуатацию отражается на счетах бухгалтерского учета:

Дт 01 Кт 08.

Одна из основных задач бухгалтерского учета капитальных вложений — определить всю совокупность затрат, относящихся к возведенному объекту строительства, его реконструкции или приобретению. Эти затраты по окончании работ будут определять инвентарную (первоначальную) стоимость вводимых в эксплуатацию объектов — зданий, сооружений, оборудования и т.п.

Инвентарная стоимость вводимых в эксплуатацию объектов складывается из затрат на строительные и прочие капитальные работы. Определяется инвентарная стоимость по законченному строительству, реконструкции, приобретению. Для проверки пригодности объекта к эксплуатации создаются специальные комиссии. Полная готовность к эксплуатации подтверждается актом приемки-передачи объекта. В нем указываются объем, производственная мощность, площадь, параметры, характеризующие объект, готовность его к эксплуатации, качество выполненных работ, наличие недоделок, сроки их устранения. Полностью оформленный и подписанный акт передается заказчику-застройщику и является основанием для определения инвентарной стоимости объекта капитальных вложений.

При осуществлении капитального строительства организация несет расходы, прямо не связанные со строительством объекта, но без них он не может быть возведен. Их определяют как затраты, не увеличивающие инвентарную стоимость объектов. Затраты, не увеличивающие стоимости объектов основных средств, учитываются на счете 08 отдельно от затрат на строительство. Такие затраты можно подразделить на затраты, предусмотренные сметами и расчетами, и затраты, не предусмотренные ими.

К первой группе можно отнести: расходы на подготовку эксплутационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий; затраты по возмещению стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство; средства, передаваемые на строительство объектов в порядке долевого участия при последующей передаче построенных объектов, и пр.

Ко второй группе относятся затраты: на оплату процентов по кредитам банков сверх учетных ставок, установленных ЦБ РФ; на консервацию строительства; на снос, демонтаж и охрану объектов, прекращенных строительством и пр.