6. Инвентаризация основных средств
Для инвентаризации основных средств приказом руководителя создается специальная комиссия. До начала проведения инвентаризации подготавливается и проверяется вся необходимая документация по основным средствам (инвентарные карточки, перечень объектов по местам эксплуатации, документы на сданные или принятые в аренду объекты и др.). По действующим положениям инвентаризация основных средств проводится не реже одного раза в три года перед составлением годового отчета (но не ранее 1 ноября отчетного года). Инвентаризация библиотечных фондов и объектов недвижимости производится не реже одного раза в пять лет. Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются и арендованные основные средства, а также находящиеся на ответственном хранении.
В ходе инвентаризации комиссия (в присутствии материально ответственных лиц, отвечающих за сохранность объектов) проводит их осмотр и заносит в инвентаризационные описи фактическое наличие, инвентарные номера, наименование и основные технические характеристики. При инвентаризации зданий и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, которыми подтверждается право собственности на них. Отдельно отражаются выявленные при инвентаризации неучтенные объекты, а также объекты, непригодные для эксплуатации, причины и виновники этого. Выявленные инвентаризацией неучтенные объекты должны быть оценены по текущим рыночным ценам, а износ определяется исходя из фактического технического состояния объектов. По этим объектам составляется отдельный акт.
Затем акты и инвентаризационные описи, полностью оформленные и подписанные всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, передаются в бухгалтерию организации. В бухгалтерии сверяют фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета и оформляют сличительную ведомость результатов инвентаризации. В ней указывается перечень выявленных неучтенных или недостающих объектов и их стоимость. К сличительной ведомости прилагаются объяснения материально ответственных лиц. После этого комиссия выносит свое решение о порядке отражения разниц, которое утверждается руководителем организации. После этого результаты проведенной инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете.
Излишки основных средств независимо от причин их образования приходуются по текущей рыночной стоимости как внереализационные доходы:
Дт 01 Кт 91/1.
При недостачах, хищениях или порче объектов основных средств потери от их выбытия в бухгалтерском учете отражаются:
Дт 02 Кт 01 – на сумму накопленной амортизации по недостающим объектам основных средств;
Дт 94 Кт 01 – на остаточную стоимость недостающих основных средств.
Если виновник недостачи или порчи не установлен или суд отказал во взыскании, то на сумму потерь делается запись:
Дт 91/2 Кт 94.
Если виновник недостачи или порчи основных средств установлен и принято решение о взыскании с него материального ущерба, то в бухгалтерском учете делаются записи:
Дт 73/2 Кт 94 – на остаточную стоимость недостающих основных средств;
Дт 73/2 Кт 98, субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей» – на разницу между суммой, подлежащей взысканию, и остаточной стоимостью объекта.
По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы эта разница списывается:
Дт 98, субсчет «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей» Кт 91/1.
При авариях, стихийных бедствиях и других обстоятельствах доходы и расходы, связанные с ликвидацией объектов основных средств, рассматриваются как чрезвычайные и отражаются на счете 99:
Дт 99 Кт 01 – на остаточную стоимость недостающих основных средств.
- Тема 1 «Основные принципы и правила организации бухгалтерского учета»
- 1. Основные принципы бухгалтерского учета
- 2. Основные правила организации бухгалтерского учета
- 3. Учетная политика при ведении бухгалтерского учета
- Тема 2 «Учет долгосрочных инвестиций»
- Нормативное регулирование учета вложений во внеоборотные активы
- 1. Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация и основные задачи бухгалтерского учета
- 2. Источники финансирования долгосрочных инвестиций
- 3. Организация учета долгосрочных инвестиций
- 4. Учет затрат по строительству объектов и учет оборудования к установке
- Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж
- 5. Учет приобретения внеоборотных активов
- 6. Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- 7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 8. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- 9. Инвентаризация незавершенного капитального строительства
- 10. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет основных средств»
- Нормативное регулирование учета основных средств
- 1. Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств
- 2. Документальное оформление движения и аналитический учет основных средств
- Аналитический учет основных средств
- 3. Учет поступления основных средств
- 4. Учет амортизации основных средств
- 5. Учет затрат на восстановление основных средств
- 6. Учет выбытия основных средств
- 6. Инвентаризация основных средств
- 7. Учет аренды основных средств
- Порядок отражения аренды основных средств в бухгалтерском учете арендодателя
- Порядок отражения в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора
- 8. Учет лизинговых операций
- Учет у лизингодателя
- Имущество отражено на балансе лизингодателя
- Получение лизинговых платежей. Для расчетов с лизингополучателем по уплате лизинговых платежей используется счет 62 (хотя возможно применение счета 76).
- Имущество отражено на балансе лизингополучателя
- – Сумма начисленной амортизации по данному имуществу будет списана проводкой:
- 9. Учет ндс по поступившим основным средствам и другого имущества
- 10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет нематериальных активов»
- Нормативное регулирование учета нематериальных активов
- 1. Понятие и классификация нематериальных активов
- 2. Порядок оценки нематериальных активов
- Приобретение нма
- Оплата в иностранной валюте
- Расходы по кредитам и займам
- Получение в качестве вклада в уставный капитал
- Приобретение путем обмена
- Получение безвозмездно
- Создание нма организацией
- 4. Учет амортизации нма
- Амортизация нма в налоговом учете
- 5. Учет выбытия нма
- Продажа нма
- Передача в качестве вклада в уставный капитал
- Неиспользование актива и выбытие по иным причинам
- Учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования нма
- 1. Учет у передающей стороны (правообладателя, лицензиара)
- 2. Учет у принимающей стороны (пользователя, лицензиата)
- 6. Инвентаризация нма
- 7. Учет нма в некоммерческих организациях
- Раскрытие информации о нма в бухгалтерской отчетности