Имущество отражено на балансе лизингодателя
Такой вариант чаще всего используется в том случае, когда в дальнейшем не предполагается выкуп имущества лизингополучателем. Лизинговые платежи включаются в состав доходов лизинговой компании. И если этот вид деятельности для нее основной, то в бухгалтерском учете такие поступления будут отражаться по кредиту счета 90, субсчет 1 «Выручка», что следует из пункта 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Если же речь идет о разовой сделке, можно использовать счет 91, субсчет 1 «Прочие доходы».
Затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» и отражаются записью:
Дт 20 (91/2) Кт 10, 70, 69 и др.
Амортизация имущества. Поскольку имущество отражено на балансе лизингодателя, то он и будет его амортизировать. Это справедливо для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Так, в п. 7 ст.258 НК РФ указано, что имущество, переданное в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора лизинга. При этом лизингодатель может начислять амортизацию линейным или нелинейным способом. Суммы начисленной амортизации лизингодатель учитывает в целях налогообложения прибыли в расходах, связанных с производством и реализацией (п.2 ст.253 НК РФ). При этом суммы начисленной амортизации отражаются на счете 02, к которому целесообразно открыть отдельный субсчет (к примеру, «Амортизация предметов лизинга»).
Если оказание услуг по лизингу является основной деятельностью лизинговой компании, то сумму амортизации следует относить в дебет счета 20 «Основное производство». Если это не основная деятельность компании - в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается записью:
Дт 20 (91/2) Кт 02, субсчет «Амортизация предметов лизинга»
Обратите внимание: в бухучете повышающий коэффициент к норме амортизации (не выше 3) можно применять, только если амортизация начисляется методом уменьшаемого остатка (п.19 ПБУ 6/01). Но даже если лизингодатель будет использовать этот метод, все равно суммы начисленной амортизации в бухгалтерском учете не будут совпадать с данными налогового учета. Поэтому возникает необходимость в применении норм ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н).
Данные бухгалтерского и налогового учета будут тождественны в одном единственном случае: когда лизингодатель будет начислять амортизацию (и в бухгалтерском, и в налоговом учете) линейным методом и не будет применять повышающие или понижающие коэффициенты. При условии, что первоначальная стоимость и срок полезного использования предмета лизинга в бухгалтерском и в налоговом учете также совпадают.
Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета 90 «Продажи»:
Дт 90/2 Кт 20.
- Тема 1 «Основные принципы и правила организации бухгалтерского учета»
- 1. Основные принципы бухгалтерского учета
- 2. Основные правила организации бухгалтерского учета
- 3. Учетная политика при ведении бухгалтерского учета
- Тема 2 «Учет долгосрочных инвестиций»
- Нормативное регулирование учета вложений во внеоборотные активы
- 1. Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация и основные задачи бухгалтерского учета
- 2. Источники финансирования долгосрочных инвестиций
- 3. Организация учета долгосрочных инвестиций
- 4. Учет затрат по строительству объектов и учет оборудования к установке
- Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж
- 5. Учет приобретения внеоборотных активов
- 6. Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- 7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 8. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- 9. Инвентаризация незавершенного капитального строительства
- 10. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет основных средств»
- Нормативное регулирование учета основных средств
- 1. Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств
- 2. Документальное оформление движения и аналитический учет основных средств
- Аналитический учет основных средств
- 3. Учет поступления основных средств
- 4. Учет амортизации основных средств
- 5. Учет затрат на восстановление основных средств
- 6. Учет выбытия основных средств
- 6. Инвентаризация основных средств
- 7. Учет аренды основных средств
- Порядок отражения аренды основных средств в бухгалтерском учете арендодателя
- Порядок отражения в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора
- 8. Учет лизинговых операций
- Учет у лизингодателя
- Имущество отражено на балансе лизингодателя
- Получение лизинговых платежей. Для расчетов с лизингополучателем по уплате лизинговых платежей используется счет 62 (хотя возможно применение счета 76).
- Имущество отражено на балансе лизингополучателя
- – Сумма начисленной амортизации по данному имуществу будет списана проводкой:
- 9. Учет ндс по поступившим основным средствам и другого имущества
- 10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет нематериальных активов»
- Нормативное регулирование учета нематериальных активов
- 1. Понятие и классификация нематериальных активов
- 2. Порядок оценки нематериальных активов
- Приобретение нма
- Оплата в иностранной валюте
- Расходы по кредитам и займам
- Получение в качестве вклада в уставный капитал
- Приобретение путем обмена
- Получение безвозмездно
- Создание нма организацией
- 4. Учет амортизации нма
- Амортизация нма в налоговом учете
- 5. Учет выбытия нма
- Продажа нма
- Передача в качестве вклада в уставный капитал
- Неиспользование актива и выбытие по иным причинам
- Учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования нма
- 1. Учет у передающей стороны (правообладателя, лицензиара)
- 2. Учет у принимающей стороны (пользователя, лицензиата)
- 6. Инвентаризация нма
- 7. Учет нма в некоммерческих организациях
- Раскрытие информации о нма в бухгалтерской отчетности