6. Учет выбытия основных средств
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который не используется для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации либо выбывает, подлежит списанию с бухгалтерского учета.
Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъектов по следующим причинам:
продажа (реализация) объекта;
списание в случае морального и физического износа;
ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
передача по договорам мены, дарения;
по другим причинам.
Перемещение объектов основных средств между структурными подразделениями внутри организации выбытием не считается.
Для решения вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, а также оформления необходимой документации на их списание решением руководителя организации создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответственные за сохранность объектов основных средств, и главный бухгалтер организации. В функции комиссии входит: осмотр и определение целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности их восстановления; установление причин списания объектов; выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объектов; определение возможности использования и цены возможной реализации отдельных узлов, деталей, материалов; составление акта на списание объектов основных средств.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется актами на списание основных средств. Актом по форме № ОС-4 оформляется списание одного объекта основных средств, а актом по форме № ОС-4б — одновременное списание нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем организации. На основании акта по форме № ОС-4а списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного средства с учета в ГИБДД-т МВД-т РФ.
Оформленные акты на списание основных средств передаются в бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может быть открыт самостоятельный субсчет «Выбытие основных средств».
В бухгалтерском учете организации выбытие объектов основных средств отражается следующим образом:
Дт 02 Кт 01 – на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств;
По окончании операции выбытия остаточная стоимость объекта списывается:
Дт 91/2 Кт 01.
Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; страховые платежи на социальное страхование и обеспечение; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги и сборы, уплачиваемые выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и пр. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23, либо сразу относиться на счет 91/2. В бухгалтерском учете эти операции отражаются:
Дт 91/2 Кт 10, 70, 69, 68, 60 и др.
В результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части ремонтов, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показываются:
Дт 10 Кт 91/1.
Выручка от продажи объектов основных средств отражается записью:
Дт 62, 76 Кт 91/1 – на сумму выручки, включая НДС.
Дт 91/2 Кт 68 – на сумму начисленного НДС с продажной стоимости объектов основных средств.
Поступления денежных средств, связанные с продажей основных средств, отражаются:
Дт 50, 51 Кт 62, 76
Таким образом, вся информация, необходимая для определения финансового результата от выбытия объектов основных средств, аккумулируется на счете 91. Сопоставив две стороны этого счета, можно определить финансовый результат от продажи или прочего списания объектов. Если кредит счета больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот – убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на счет 99 следующей записью:
Дт 91/9 Кт 99 – на сумму прибыли от продажи объектов основных средств;
или
Дт 99 Кт 91/9 – на сумму убытка от продажи объектов основных средств.
Передача объекта основных средств в собственность других лиц (по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталы других организаций) оформляется актами приемки-передачи по формам № ОС-1, № ОС-1a и № ОС-1б. Передаваемые в счет вкладов в уставный капитал другой организации объекты оцениваются по стоимости, согласованной с учредителями (участниками). Выбытие объекта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отражается:
Дт 02 Кт 01 – на сумму накопленных амортизационных отчислений по выбывающим объектам основных средств;
Дт 91/2 Кт 01 – на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта.
При отражении стоимости приобретенной доли уставного капитала или стоимости приобретенных акций:
Дт 58, субсчет «Паи и акции» Кт 91/1.
Если возникла разница между стоимостью вклада, осуществленного в неденежной форме, в уставный (складочный) капитал другой организации и стоимостью предаваемого объекта основных средств, то:
Дт 91/2 Кт 99 – оценка вклада выше стоимости передаваемых основных средств;
или
Дт 99 Кт 91/1 – оценка вклада ниже стоимости передаваемых основных средств.
При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст. 146 НК РФ) подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. При этом делается запись по начислению НДС:
Дт 91/2 Кт 68 – на сумму НДС по передаваемому безвозмездно объекту основных средств.
Согласно ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объекта определяется на счете 01 традиционным способом и списывается на счет 91. На сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись: Дт 99 Кт 91/9.
- Тема 1 «Основные принципы и правила организации бухгалтерского учета»
- 1. Основные принципы бухгалтерского учета
- 2. Основные правила организации бухгалтерского учета
- 3. Учетная политика при ведении бухгалтерского учета
- Тема 2 «Учет долгосрочных инвестиций»
- Нормативное регулирование учета вложений во внеоборотные активы
- 1. Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация и основные задачи бухгалтерского учета
- 2. Источники финансирования долгосрочных инвестиций
- 3. Организация учета долгосрочных инвестиций
- 4. Учет затрат по строительству объектов и учет оборудования к установке
- Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж
- 5. Учет приобретения внеоборотных активов
- 6. Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- 7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 8. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- 9. Инвентаризация незавершенного капитального строительства
- 10. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет основных средств»
- Нормативное регулирование учета основных средств
- 1. Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств
- 2. Документальное оформление движения и аналитический учет основных средств
- Аналитический учет основных средств
- 3. Учет поступления основных средств
- 4. Учет амортизации основных средств
- 5. Учет затрат на восстановление основных средств
- 6. Учет выбытия основных средств
- 6. Инвентаризация основных средств
- 7. Учет аренды основных средств
- Порядок отражения аренды основных средств в бухгалтерском учете арендодателя
- Порядок отражения в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора
- 8. Учет лизинговых операций
- Учет у лизингодателя
- Имущество отражено на балансе лизингодателя
- Получение лизинговых платежей. Для расчетов с лизингополучателем по уплате лизинговых платежей используется счет 62 (хотя возможно применение счета 76).
- Имущество отражено на балансе лизингополучателя
- – Сумма начисленной амортизации по данному имуществу будет списана проводкой:
- 9. Учет ндс по поступившим основным средствам и другого имущества
- 10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет нематериальных активов»
- Нормативное регулирование учета нематериальных активов
- 1. Понятие и классификация нематериальных активов
- 2. Порядок оценки нематериальных активов
- Приобретение нма
- Оплата в иностранной валюте
- Расходы по кредитам и займам
- Получение в качестве вклада в уставный капитал
- Приобретение путем обмена
- Получение безвозмездно
- Создание нма организацией
- 4. Учет амортизации нма
- Амортизация нма в налоговом учете
- 5. Учет выбытия нма
- Продажа нма
- Передача в качестве вклада в уставный капитал
- Неиспользование актива и выбытие по иным причинам
- Учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования нма
- 1. Учет у передающей стороны (правообладателя, лицензиара)
- 2. Учет у принимающей стороны (пользователя, лицензиата)
- 6. Инвентаризация нма
- 7. Учет нма в некоммерческих организациях
- Раскрытие информации о нма в бухгалтерской отчетности