2. Основные правила организации бухгалтерского учета
Организацией бухгалтерского учета называют всю систему учетного процесса. В нее включается: документирование фактов хозяйственной деятельности и ведение первичного учета, систематизация и группировка информации в учетных регистрах (счетах), перечень этих счетов (План счетов бухгалтерского учета), способы регистрации информации в регистрах и их взаимосвязь (формы ведения текущего бухгалтерского учета), состав и содержание отчетности.
Традиционно сложилась строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий или этапов.
Первый этап — текущее наблюдение, измерение, сбор и регистрация фактов хозяйственной деятельности организации. Обычно этот этап называют документированием. Это очень важный этап организации бухгалтерского учета. Именно поэтому бухгалтеры с такой тщательностью проверяют правильность составления и заполнения первичных учетных документов и при необходимости визируют их. От правильности оформления первичных документов зависит юридическая доказательность фактов хозяйственной деятельности и достоверность всей бухгалтерской отчетности. Этот этап учетного процесса, включающий понятие и классификацию документов для целей бухгалтерского учета, наличие обязательных реквизитов и правила обработки в бухгалтерской службе.
Второй этап — систематизация, группировка и обобщение учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, т.е. выполняются процедуры, позволяющие охватить и упорядочить сведения обо всей хозяйственной деятельности организации. Этот этап называется регистрацией. В зависимости от организационной формы ведения бухгалтерского учета регистрация и ведение записей могут производиться в различных учетных регистрах — на счетах бухгалтерского учета, систематизированный перечень которых устанавливается Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов, необходимых для организации бухгалтерского учета и последующего отражения в отчетности информации обо всей деятельности хозяйствующего субъекта.
Организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, и кредитные организации имеют много специфических особенностей в ведении бухгалтерского учета, поэтому в настоящее время действуют три плана счетов: План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений; План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.
- Тема 1 «Основные принципы и правила организации бухгалтерского учета»
- 1. Основные принципы бухгалтерского учета
- 2. Основные правила организации бухгалтерского учета
- 3. Учетная политика при ведении бухгалтерского учета
- Тема 2 «Учет долгосрочных инвестиций»
- Нормативное регулирование учета вложений во внеоборотные активы
- 1. Долгосрочные инвестиции: понятие, классификация и основные задачи бухгалтерского учета
- 2. Источники финансирования долгосрочных инвестиций
- 3. Организация учета долгосрочных инвестиций
- 4. Учет затрат по строительству объектов и учет оборудования к установке
- Учет затрат на приобретение оборудования, сданного в монтаж
- 5. Учет приобретения внеоборотных активов
- 6. Учет затрат по модернизации и техническому перевооружению объектов
- 7. Учет затрат по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота
- 8. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
- 9. Инвентаризация незавершенного капитального строительства
- 10. Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет основных средств»
- Нормативное регулирование учета основных средств
- 1. Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств
- 2. Документальное оформление движения и аналитический учет основных средств
- Аналитический учет основных средств
- 3. Учет поступления основных средств
- 4. Учет амортизации основных средств
- 5. Учет затрат на восстановление основных средств
- 6. Учет выбытия основных средств
- 6. Инвентаризация основных средств
- 7. Учет аренды основных средств
- Порядок отражения аренды основных средств в бухгалтерском учете арендодателя
- Порядок отражения в бухгалтерском учете арендных операций у арендатора
- 8. Учет лизинговых операций
- Учет у лизингодателя
- Имущество отражено на балансе лизингодателя
- Получение лизинговых платежей. Для расчетов с лизингополучателем по уплате лизинговых платежей используется счет 62 (хотя возможно применение счета 76).
- Имущество отражено на балансе лизингополучателя
- – Сумма начисленной амортизации по данному имуществу будет списана проводкой:
- 9. Учет ндс по поступившим основным средствам и другого имущества
- 10. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности
- Тема 3 «Учет нематериальных активов»
- Нормативное регулирование учета нематериальных активов
- 1. Понятие и классификация нематериальных активов
- 2. Порядок оценки нематериальных активов
- Приобретение нма
- Оплата в иностранной валюте
- Расходы по кредитам и займам
- Получение в качестве вклада в уставный капитал
- Приобретение путем обмена
- Получение безвозмездно
- Создание нма организацией
- 4. Учет амортизации нма
- Амортизация нма в налоговом учете
- 5. Учет выбытия нма
- Продажа нма
- Передача в качестве вклада в уставный капитал
- Неиспользование актива и выбытие по иным причинам
- Учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования нма
- 1. Учет у передающей стороны (правообладателя, лицензиара)
- 2. Учет у принимающей стороны (пользователя, лицензиата)
- 6. Инвентаризация нма
- 7. Учет нма в некоммерческих организациях
- Раскрытие информации о нма в бухгалтерской отчетности